94 процента школьников считают, что уровень культуры поведения и общения нашей молодежи надо поднимать

0

В мае автономная некоммерческая организация «МОСТ» провела в нескольких школах Коряжмы и школе-интернате социологическое исследование на тему «Культура поведения и общения коряжемских школьников». Опрос проводился методом анонимного анкетирования.

Услышать и понять

Исследование проводилось в рамках реализации проекта, направленного на развитие культуры поведения и общения школьников, а также обучение правилам этикета. Цель – услышать и понять мнение школьников, надо ли поднимать уровень культуры поведения и общения молодежи, если да, то какими наиболее эффективными способами.

В исследовании приняли участие 170 школьников от 8 до 18 лет (79 мальчиков – 46,4%, 91 девочка – 53,5%)

О культуре поведения

Культура поведения каждого человека – составная часть общей культуры человечества. Это определяющий фактор развитой, грамотной личности. Была поставлена цель – узнать, что современная молодежь вкладывает в понятие «культура поведения».

Выяснилось, что у большинства респондентов (63%) понятие «культура поведения» ассоциируется прежде всего с нормами приличия и правилами поведения. Такие характеристики, как сдержанность, умение контролировать свои поступки и внимание, уважение к людям, отмечают 38 и 35 процентов молодежи соответственно.

Стоит отметить, что важным звеном культуры поведения являются правила этикета. Но с данным вариантом ответа согласилось наименьшее количество опрошенных – 27 процентов.

Понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Чтобы выяснить, какие черты имеет данный тип людей, был задан вопрос «какими качествами должен обладать культурный человек?». Большинство опрошенных назвали в первую очередь такие черты, как вежливость, доброта, образованность, сдержанность и знание этикета. Были упомянуты также скромность, опрятность, милосердие и честность.

Что формирует?

На процесс воспитания культуры поведения молодежи влияют множество факторов. Но кто или что в первую очередь формирует культуру поведения и общения человека?

Судя по ответам, наибольшую роль в формировании культуры школьники отводят семье. Данный вариант отметили 84 процента опрошенных. На втором месте – круг общения (друзья), с этим вариантом ответа согласились 49 процентов учащихся. Вариант «образовательные учреждения» выбрали 33%. С тем, что средства массовой информации (ТВ, Интернет и т.д.) тоже оказывают влияние на данный процесс, согласилась незначительная часть школьников –10%.

Средний уровень

Уровень культурного воспитания у всех разный. Интересно, как сами школьники оценивают уровень культуры поведения современной молодежи. Больше половины участников опроса (66%) оценили его как средний. 35 процентов считают низким. 9% опрошенных назвали уровень культуры поведения молодежи высоким. 3,5% респондентов – очень высоким.

В связи с этим школьникам было предложено сравнить уровень культуры старшего и молодого поколения. Оказалось, что основная часть опрошенных (76%) согласна с утверждением, что уровень культуры современной молодежи уступает уровню культуры старшего поколения. Остальные ответили «нет», пояснив, что на их пути встречались такие представители старшего поколения, которые порой вели себя грубо, часто ругались, используя нецензурную лексику.

О нормах приличия

Одним из важных компонентов культурного воспитания являются нормы приличия и правила поведения в обществе. В связи с этим в анкете был вопрос: часто ли школьники соблюдают общепринятые нормы приличия и правила поведения. В результате опроса большинство ребят (49%) признались, что соблюдают нормы и правила лишь иногда. Всегда ограничивают свое поведение правилами и нормами 45% школьников (большинство – девочки). Редко ограничивают – 5%. Не соблюдают общепринятые правила и нормы никогда – 1%

Интересно, чем руководствуется современная молодежь при регулировании своего поведения? Оказалось, что главным критерием являются личные убеждения, основанные на разуме и совести. Данный вариант выбрали 75% школьников. Правила и нормы, установленные в обществе, влияют на поведение 25% молодежи. Незначительная часть участников опроса (18%) выбрали такие варианты, как мнение родителей, сверстников и друзей.

О культуре речи

Речь – это барометр культурного развития личности. Именно поэтому школьникам был задан вопрос «допускают ли они в своем общении употребление нецензурной лексики?». Незначительная часть респондентов (15%) практически никогда не использует в своей речи нецензурную брань. 35% школьников допускают, но крайне редко. Треть молодежи (33%) – иногда. А 6% опрошенных (в основном школьники среднего и старшего звена) нецензурные выражения используют постоянно.

Надо больше читать

В конце исследования был закономерный вопрос: нужно ли поднимать уровень культуры поведения и общения современной молодежи? Положительный ответ дали 94% участников анкетирования. Соответственно, остальные остались не согласны. Правда, не пояснили почему.

Респонденты предложили несколько очевидных вариантов, каким образом можно поднять общий уровень культуры современной молодежи школьного возраста.

Наибольшее количество участников социологического исследования (48%) согласились с тем, что детям нужно чаще брать в руки книги. 46% – высказались за отдельные уроки по обучению этикету и культуре поведения. Треть школьников готова регулярно просматривать обучающие видеоролики. 8% ребят предложили свои рекомендации по воспитанию молодого поколения, которые, по большому счету, относятся к взрослым. А именно – «уделять детям больше внимания», «заниматься воспитанием детей с самого их рождения и показывать собственный положительный пример». Некоторые школьники посоветовали своим сверстникам «начинать с себя».

Источник

Автор фотографий