В обновленной «мусорной карте» Архангельской области общественники вновь увидели изъяны

0

22 июля в конференц-зале администрации Коряжмы состоялось общественное обсуждение проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области. Новая редакция важного документа, представленного региональным министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, вызвала такую же неоднозначную реакцию у северян, как и в ходе первого обсуждения (зимой 2019 года). Тогда разработчикам терсхемы поступило более 3 тысяч поправок

На встрече 22 июля, спустя полгода, присутствовали глава муниципального образования, депутаты, представители муниципальных предприятий, управляющих организаций, жители Коряжмы. Всего собралось порядка 15 человек, хотя ожидалось, что доработанная схема по обращению с ТКО привлечет к себе внимание куда большего числа заинтересованных лиц: ряд позиций документа планируется к реализации уже в текущем году и затрагивает интересы не только регионального оператора, но и простых жителей.

Инициативная группа во главе с Вениамином Уваровым тщательно изучила территориальную схему по обращению с отходами в Архангельской области. Ее лидер на встрече был готов поделиться с присутствующими в зале своими комментариями едва ли не по каждому пункту документа, объем которого в электронном виде превышает 150 страниц и содержит 16 приложений. Но, учитывая регламент встречи, ограничились озвучиванием предложений. Их от населения в этот раз ровно 20.

ГДЕ И КЕМ ПРОВОДИЛИСЬ ЗАМЕРЫ?

На 43-й странице проекта терсхемы приведена таблица №11 «Нормативы накопления ТКО в Архангельской области». Цифры в ней завышены, считает Вениамин Сергеевич. Для многоквартирных жилых домов (МКД) предложен норматив 400 килограммов отходов в год на одного человека. Для индивидуальных домов – 355 килограммов на человека. И это для городов с численностью населения более 12 тысяч человек.

В населенных пунктах меньшей численности мусорят, получается, меньше: судя по нормативу, на одного жителя МКД приходится 248 килограммов ТКО в год и 254 кг – на жителя частного дома. Интересно, что от проживающего в общежитии отходов в разы меньше – всего 94 кг в год. Откуда такие цифры? «Просим пояснить, из каких значений делался расчёт. Где проводились замеры накопления мусора? Считаем, что такие замеры должны быть проведены по большинству населённых пунктов Архангельской области» – обозначили в выступлении коряжемские общественники.

На их взгляд, завышены данные и в таблице 12.2 «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV–V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области». Для города Коряжмы определена цифра в 184 999,7 кубометра мусора. Откуда она взялась, если по факту МУП «Полигон» принимает меньшее количество отходов?

ТАРИФ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕДИНЫМ

«Таблица №34 на стр. 134 показывает потребность в транспорте для вывоза мусора. Интересно, что по новой схеме у всех муниципальных образований число машин осталось на прежнем уровне либо уменьшилось, а в Северодвинске увеличилось с 7 до 16 единиц. Почему? За счёт этого выросло общее количество мусоровозов, а это влияет на расчёт единого тарифа.

Кстати, тариф на вывоз твердых коммунальных отходов должен быть не единым на всю Архангельскую область, а индивидуальным для каждого муниципального района (городского округа). Исходя из массы ТКО по каждому муниципалитету, указанной в таблице 12.1, а не усреднённого значения» – предлагают коряжемцы.

ЗА СЕБЯ И ТОГО ПАРНЯ

За дачников вступился Владимир Абабков, председатель СНТ «Садоводы Севера» (на фото внизу):

– Мы считаем, что садоводческие кооперативы должны платить за фактически накопленный мусор, а не по единому нормативу. В новом проекте схемы предусмотрено почти 78 кг в год с одного участка СНТ. Но ведь в дачном товариществе немало брошенных участков: собственники умерли, наследников нет. Я узнавал в Росреестре – мы ничего с этими участками сделать не сможем, а долги по ним на нас повесят! Платить за воздух будем? Это тоже надо учитывать.

ЗА ТРИ ГОДА – ДВОЙНОЙ РОСТ

Новость о том, что плату за мусор предполагается повысить в два раза в ближайшие три года, а к 2030 году – втрое, и вовсе вызвала возмущение тех, кто заранее познакомился с документом. На странице 127 проекта терсхемы указано (цитата): «Все ценовые показатели определены без учета налога на добавленную стоимость, в ценах базового года и в дальнейшем индексировались на индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации».

То есть прогнозные значения вырастут ещё и сверх запланированного? «Но причем здесь НДС?» – недоумевают общественные активисты. Любопытную информацию (причем для нее использован мелкий шрифт) они же почерпнули на стр. 138 как примечание к таблице: «Местоположение участков для расположения полигонов и инсинераторов может быть изменено по решению органов исполнительной власти Архангельской области в пределах муниципального района».

– Получается, что правительство Архангельской области самостоятельно, без согласования с жителями региона, будет принимать такие решения? Считаем, что это должно выноситься на общественные обсуждения! – подчеркнул в выступлении Вениамин Уваров.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

Как известно, Коряжма попала в четверку пилотных городов, где будет внедрен раздельный сбор мусора. Согласно проекту терсхемы, в нашем городе (а также в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и Котласе) с четвертого квартала 2019 года до третьего квартала 2020 года должна быть создана соответствующая инфраструктура для раздельного сбора – контейнерные площадки и пункты сбора вторсырья.

Еще одна задача, поставленная губернатором, – до конца года во всех бюджетных учреждениях Архангельской области должен быть внедрен раздельный сбор мусора. С реализацией этих планов тоже есть непонимание. Например, разработка и утверждение стандарта внедрения раздельного сбора ТКО для бюджетных организаций должна пройти уже в июле текущего года. А через неделю август. Ясно, что сроки исполнения ряда позиций нужно отодвигать минимум на полгода, так как региональный оператор еще не приступил к работе.

Пункт 9.4. «Внедрение раздельного накопления отходов на территории Архангельской области» также подвергся пристальному изучению со стороны жителей города. Цитата на стр. 144: «В части перспективных объектов по утилизации отходов планируется реализация инвестиционного проекта по строительству в городе Котласе в 2022 году производства по изготовлению гофрокартона (флютинга и тест-лайнера) из макулатуры, мощностью 80 тонн/сутки». Вопросы – где будет построен новый объект, были ли согласование с населением и привязка к местности, есть ли проект?

Представленный комплексный план по внедрению системы раздельного сбора ТКО не дает понимания того, каким образом заинтересованные лица (администрация города, управляющие организации, жилищные инспекции) будут взаимодействовать с населением, в частности по принятию решений о приобретении контейнеров. «Второй раз за мусор сверх тарифа жители платить не захотят или примут решение приобрести самые дешёвые контейнеры, которые не подходят к мусоровозам оператора. По новому документу эта функция возложена на собственников жилья» – говорится в списке замечаний.

НЕ УЧТЕННЫЕ РАНЕЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОДУБЛИРОВАНЫ

Три вопроса от населения были адресованы разработчикам еще в ходе первого, зимнего, обсуждения проекта тер­схемы. Они остались без ответа, поэтому были продублированы:

– рассмотреть вопрос о создании на территории Архангельской области нескольких региональных операторов, как это предусмотрено федеральным законодательством;

– прописать в схеме технические характеристики предлагаемых к строительству инсинераторных установок. Хотелось бы видеть надёжные, с большим количеством фильтрации, и безопасные для окружающей среды (воды, воздуха, почвы);

– ответить на вопрос: почему в схеме не утверждено и не отражено строительство на территории Архангельской области, а именно на станции Шиес, полигона либо иного объекта для мусора, ввозимого в Архангельскую область из других регионов?

ПОЛИГОН БУДЕТ ЗАКРЫТ В 2022 ГОДУ?

Один из главных вопросов, адресованных авторам документа от органов местного самоуправления, касается судьбы мусорного полигона в Коряжме. В предложенной схеме современное и сложное инженерное сооружение, построенное на федеральные и областные деньги, отвечающее всем экологическим требованиям, имеющее лицензию, введённое в эксплуатацию в 2004 году, а главное – заполненное ТКО на 10 процентов, будет закрыто с 2022-го по 2023 год. Делать это даже на два года экономически нецелесообразно: потребуются дополнительные затраты на обеспечение сохранности объекта, а в дальнейшем – расходы на его запуск.

«Предлагаются к рассмотрению следующие варианты использования коряжемского полигона:

1. Потоки твердых коммунальных отходов из Котласа, Котласского района после мусоросортировочной станции направлять для размещения на полигон ТБО и ПО г. Коряжмы с 2022 года, а не с 2026 года, как указано в проекте.

2. Осуществить плавный переходный период с 2022 по 2026 гг. до момента закрытия полигона в г. Котласе без ущерба для коряжемского полигона, оставив прежние объемы для захоронения».

Также коряжемцы поинтересовались у авторов проекта терсхемы, каким образом планируется организация вывоза ТКО двумя мусоровозами согласно данным проекта схемы (стр. 134, таблица 34), если в настоящее время ежедневный вывоз мусора обеспечивают три контейнеровоза и два самосвала-мусоровоза. Ещё два контейнеровоза находятся на мойке и на обслуживании в гараже, один новый спецавтомобиль предполагается закупить на случай поломки. Также не понятно, каким образом после 2024 года будут справляться с выво­зом отходов из города три машины. Их количество для Коряжмы сильно занижено.

«Предлагаем не менять в схеме существующее оборудование контейнерных площадок и типы мусоровозов, применяемые сейчас в городе Коряжме, чтобы не менять существующий парк контейнеровозов и типы контейнеров (в настоящее время применяются мусоровозы с боковой загрузкой). Применение контейнеров с задней загрузкой, предполагаемое в схеме, технически невозможно (не хватит радиуса для разворота).

Без ответа пока остаются и другие замечания по проекту. Схемой в новой редакции предусмотрен вывоз крупногабаритных отходов (КГО) с использованием 22 бункеров. Каким образом будет организован сбор такого вида мусора, если сейчас в жилом секторе обустроено 94 контейнерных площадки, где на каждой идет сбор КГО. Будет ли региональный оператор закупать новые бункера? В настоящее время такой метод сбора КГО не используется, крупногабаритный мусор вывозится самосвалами с погрузчиком. Внедрение нового метода потребует больших затрат, в том числе – на приобретение техники, которой в городе нет. Предлагаем оставить отработанный метод.

При формировании лотов на вывоз мусора предлагаем учесть отсутствие моста (постоянной переправы) через Вычегду и формировать лоты на отбор организации по транспортировке (вывозу) мусора отдельно по левобережью и правобережью. То есть предлагаем учитывать существующих операторов по вывозу мусора и их опыт.

Будет ли пересмотрен вопрос о содержании контейнерных площадок? Инициируется ли передача полномочий в этой сфере региональному оператору? Согласно проекту схемы в новой редакции эти функции переданы владельцу земельного участка. При разработке схемы предлагаем учесть Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», так как сегодня контейнерные площадки используются несколькими многоквартирными домами, а стоят на земельном участке одного дома.

Также считаем, что контейнерная площадка должна подходить под размещение контейнеров, которые в свою очередь должны подходить под конкретную марку мусоровоза. Эту цепочку нельзя разрывать. Сбор мусора начинается с обустройства и содержания контейнерной площадки, продолжается закупкой контейнеров, мусоровозов и сбором мусора. Этот процесс должен организовывать один оператор» – говорится в списке предложений от представителей органов местного самоуправления.

По итогам общественного обсуждения терсхемы от населения Коряжмы и органов местного самоуправления было собрано порядка 30 предложений и замечаний. 23 июля обобщенная информация от муниципалитета отправлена в Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.

Все обращения по терсхеме рассмотрит специальная комиссия, результаты должны быть опубликованы не позднее 5 августа. Затем в течение 10 дней отредактированную терсхему должны утвердить, если не назначат повторных слушаний. Это возможно, если примут обоснованные предложения по потоку отходов. В таком случае обсуждения проекта займут еще 15 дней – сообщается на сайте регионального правительства.

Лариса Иванова

Автор фотографий