Теперь мы знаем, где и как производят электроэнергию и тепло

0 38
0 38

Ученики 10а класса школы №6, участники профориентационного проекта «Дорога в жизнь», вновь побывали с экскурсией на комбинате – на этот раз на ТЭЦ.

Рассказывает Денис Новиков:
- Экскурсия на теплоэлектроцентраль очень понравилась. Но расскажу всё по порядку. И начну с того, что по пути на ТЭЦ мы не могли не обратить внимание на внушительное по размерам оборудование. Потом узнали, что это открытое распределительное устройство. Сразу вспомнили: подобное оборудование мы изучали в 9 классе на уроках физики и тут же обсудили, как можно доставить электроэнергию до потребителя.
В учебном кабинете бессменный консультант участников «Дороги в жизнь», преподаватель специальных дисциплин Коряжемского индустриального техникума Елена Юрьевна Мосеева показала нам презентацию. Мы узнали об истории ТЭЦ и что конкретно она производит.
Оказывается, теплоэлектроцентраль заработала на комбинате одной из первых: 21 октября 1961 года. Процесс производства электроэнергии и тепла считается очень важным: без него ЦБК не смог бы работать в полную силу.
Первое, о чем мы спросили нашего экскурсовода, инженера по техническому надзору ТЭЦ Якова Витальевича Черткова: сколько в Коряжме ТЭЦ? Он ответил, что теплоцентраль, основная и самая мощная, - одна. Но есть еще две небольшие технологические тепловые электростанции (№2 и 3).
Второй важный вопрос: сколько электроэнергии ТЭЦ вырабатывает, к примеру, в сутки? Ответ Якова Витальевича: «В сутки - 3600 мегаватт. В час - 150. Причем из них десять мегаватт направляют на нужды города, остальное потребляет комбинат».
Для производства электроэнергии используются котлы, в которых сжигается газ и вырабатывается пар высокого давления с температурой +545 градусов по Цельсию. Огонь нагревает воду, она идет по трубам котла, превращается в перегретый пар. Он, в свою очередь, приводит в действие ротор турбины - посредством рабочих лопаток и генератора. Путем вращательных движений роторов производится электроэнергия. В этом помогают генераторы. После турбины пар охлаждается и вновь превращается в воду. И такой процесс идет по кругу. Специально подготовленная вода проходит через бойлерные установки, там ее подогревают и направляют в теплосети города.
Выслушав подробный рассказ о процессе, одна из одноклассниц поинтересовалась: «А каков коэффициент полезного действия у теплоэлектроцентрали?» На что был ответ: «Для паровых котлов – около 90-92 процентов». Такой показатель привел в шок. Мы не ожидали, что в одном из старейших цехов ЦБК столь высокий показатель работы оборудования.
Еще один вопрос, который мы задали экскурсоводу, - по теме экологии: интересно, а откуда берут воду для ТЭЦ? Оказалось, что она поступает из реки Вычегды. Перед использованием в производстве проходит этапы подготовки.

Картина удивила: котлы и... аквариум
Из учебного кабинета наш класс отправился в цех. Открывшаяся картина потрясла. Мы увидели огромные котлы, внутри которых сжигается природный газ. Высота котла - примерно 36 метров. Для сравнения: котлы ТЭЦ выше, чем девятиэтажный дом, но чуть ниже, чем двенадцатиэтажный. Всего их на станции больше десятка, они построены во второй половине прошлого века.
Тут же кто-то из нас вспомнил, что каждое лето в городе на какое-то время отключают газ. А каким, интересно, топливом пользуются в это время на ТЭЦ? Яков Витальевич пояснил, что для поддержания процесса горения в периоды отключения газа на станции используется каменный уголь. Он хранится на специальном складе.
Нам было предложено посмотреть сам процесс горения. Специалисты его наблюдают через смотровое окно. Мы с интересом заглянули, а потом задали еще много разных вопросов. Похоже, что наш экскурсовод был рад такой активности - он с удовольствием объяснял технологию.
Далее мы прошли на пульт управления котельного цеха, где машинисты наблюдают за всеми процессами. На мониторах компьютеров много графиков. Также мы увидели записи камер видеонаблюдения, которые помогают контролировать работу всего, что есть в цехе.
Посмотрев, как устроен котельный цех, отправились в соседний турбинный. Первое, что почувствовали, - небольшую вибрацию под ногами. Яков Витальевич пояснил: вибрация появляется из-за работы паротурбинных установок. Одноклассники попросили показать генератор турбоагрегата. Благодаря урокам физики мы знаем, как работает данное устройство. Тут его можно было увидеть!
Затем экскурсовод повел нас в самое главное помещение ТЭЦ: центральный щит управления станцией. Мы увидели много разных панелей, на которых отображается информация со всех машин на производстве. Вдруг наше внимание привлек… живой уголок в середине зала: красивые растения и большой аквариум с рыбками. Хотели их покормить, но нам не разрешили, так как даже у рыб на станции свой распорядок дня. Обед – строго по расписанию.

Что такое переток и зачем здесь бюст Ленина
Нам продемонстрировали работу аварийной сигнализации – на случай, если на ТЭЦ произойдет что-то непредвиденное. Если, например, выйдет из строя котел, то у работников станции загорятся мониторы и будет подан громкий сигнал. Специально для нас устроили учебную тревогу. Зрелище впечатлило: вдруг на пульте все заморгало и зазвенело. Некоторые из ребят сравнили звук со школьным звонком. Действительно – заставляет сосредоточиться и скорее что-то делать.
Но лично меня больше всего удивило слово «переток», прочитанное на мониторе компьютера. Переток, как пояснил Яков Витальевич Чертков, – это разница между средним показателем выработки электроэнергии всеми генераторами станции и суммарным количеством электроэнергии, проходящей через распределительные устройства теплоэлектроцентрали на данный момент времени. Нам также объяснили, что ТЭЦ отпускает разные виды электрического тока: напряжением 6 киловольт – в распределительные пункты цехов комбината; 35, 110 и 220 – на воздушные линии для передачи в межрегиональную распределительную компанию «Архэнерго».
И еще одно наблюдение. Когда возвращались в учебный кабинет, заметили по пути неожиданный для производственного цеха экспонат: большой бюст Ленина. Удивились и захотели сфотографироваться рядом с ним. Выяснилось, что бюст бережно хранят на станции как память о первых годах работы теплоэлектроцентрали.

Спасибо! Было очень интересно
Эта экскурсия была для нас предпоследней в программе «Дорога в жизнь», она оставила много впечатлений.
Нам действительно было интересно узнать, где и как производят электроэнергию и тепло; как мы, потребители, получаем эти ресурсы в свои дома. Большинство процессов мы изучали на уроках физики. А здесь нас, будущих физиков и математиков, подковали дополнительно.
Спасибо организаторам за идею и Якову Витальевичу Черткову – за интересный, содержательный рассказ.