Как помочь выпускникам школ выбрать востребованную профессию?

47

9 октября на базе филиала Группы «Илим» в Коряжме состоялся круглый стол по вопросам развития системы образования в Архангельской области. В обсуждении темы – «Профессиональное образование: проблемы, задачи, перспективы» – приняли участие руководители образовательных учреждений юго-восточных районов, специалисты в области образования муниципальной и областной администраций, а также представители производства – руководители и специалисты филиала Группы «Илим».

В работе круглого стола участвовали министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Сергей Шевелев, помощник проректора по учебной работе САФУ Николай Дундин, директор филиала Группы «Илим» в Коряжме

Валерий Антонишин.

Увидеть своими глазами

Производственники предоставили для дискуссионной площадки не только залы заседаний, но и свои цеха. Участники круглого стола побывали с экскурсией на самом современном бумагоделательном комплексе в России – БДМ-7 и автономной меловальной установке, где сегодня производят офисную и мелованную бумагу высших сортов. Увидели, в каких условиях трудятся работники ЦБК и насколько высоки требования к их квалификации. Также они посетили учебный центр филиала Группы «Илим», где идет подготовка и переподготовка специалистов для нужд предприятия.

По словам директора регионального кадрового центра Группы «Илим» Дениса Светлугина, сегодня 44 процента коллектива производственного филиала компании – рабочие самых высоких разрядов. И требования на предприятии к квалификации работников с каждым годом растут. Это связано с автоматизацией процессов, освоением современных технологий, ростом производительности труда. При этом 64 процента работников имеют профессиональное образование.

Те же процессы наблюдаются в лесном филиале компании: 52 процента работников имеют разряды от 5 до 8-го. Как правило, это водители импортных лесовозов, техники для строительства технологических дорог в лесу, операторы многофункциональной лесозаготовительной техники (харвестеров и форвардеров). 46 процентов поступающих на работу в лесной филиал имеют начальное или среднее специальное образование.

Основные поставщики дипломированных кадров для «Илима» в Архангельской области – САФУ, Коряжемский индустриальный техникум, Котласский электромеханический техникум, Красноборский лесотехнический техникум, Шипицынский агропромышленный техникум.

Нужды производства и возможности образования

«Проблематика этого диалога нам понятна: мы постоянно нуждаемся в подготовленных работниках, чтобы выполнять производственные задачи Группы «Илим» и двигать экономику России вперед, – сказал Денис Светлугин. – Всего в наших списках 130 рабочих профессий различной технической направленности, и большинство из них требует специальной подготовки людей».

При этом, отметил Денис Васильевич, ресурс для развития системы образования конкретно в Коряжме и близлежащих районах – огромный. Ежегодно комбинат принимает на работу более 300 человек, еще около 100 человек поступают в лесной филиал и его структуры. Лучше всего, если эти люди к моменту поступления на работу уже определились с профессией и получили профильное образование. Но в России, к сожалению, молодые чаще всего ориентированы на модные, а не на востребованные специальности.

Пример, который привел Николай Дундин, представитель САФУ, очень показателен: в этом году при наличии 15 бюджетных мест на факультете технологии лесозаготовки в лесотехническом колледже Архангельска заявление подал всего один выпускник школы. Еще 14 мест заполнили позднее, когда продлили прием документов до октября. Три года подряд профильные факультеты САФУ не выполняют план по набору на бюджетные места по специальностям «технология ЦБП» и «лесопереработка».

Как изменить ситуацию? Может, имеет смысл как можно раньше знакомить школьников с предприятиями, которые действуют в их городах и районах? Пора приближать учебные программы техникумов и вузов к потребностям реального производства и оснащать их учебную базу современными электронными средствами – тренажерами, симуляторами.

Утолить кадровый голод

«На комбинате трудятся сотни высококвалифицированных сотрудников, однако мы постоянно испытываем кадровый голод на профессионально подготовленных людей, – отметил директор филиала Группы «Илим» Валерий Антонишин. – Практически треть наших сотрудников, в том числе рабочие, имеют высшее образование. Но зачастую это люди с дипломами юристов, экономистов, менеджеров. И нам надо, чтобы, помимо практического опыта и умения вести технологический процесс, такие сотрудники имели достаточно глубокие научные знания в профессиональной области».

Для того чтобы подкрепить практическую базу работающих на производстве теоретическими знаниями, сегодня необязательно ехать в другой город и получать второе высшее образование. Есть масса вариантов дистанционного обучения с применением современных средств коммуникаций. Об этом, а также о путях возрождения целевого обучения в высшей школе говорили на круглом столе.

Николай Дундин, представитель САФУ, подтвердил, что высшая школа готова обсуждать возможности целевой подготовки студентов по профильным специальностям для нужд ЛПК. Причем на территориях, где есть мощные ресурсы работодателей, Николай Иванович предложил распространить опыт профессионально ориентированных олимпиад школьников – с целью выявления талантливых юношей и девушек.

Он привел пример сотрудничества вуза с судостроительной отраслью региона: «Победители Всероссийской судостроительной олимпиады (она проводится уже два года) при поступлении в САФУ могут предъявить диплом и получить повышенную стипендию. В этом году она составляет 14 тысяч рублей в месяц».

«Илимовские» классы

О необходимости углубления профориентационной работы сказал министр образования и науки региона Игорь Скубенко: «Наверное, профориентацией наших детей следует заниматься уже с детского сада. И говорить надо о непрерывной цепочке: с малого возраста до старших классов. Особенно если речь идет о моногородах, таких как Коряжма, Новодвинск, Северодвинск».

Сегодня родители оказывают огромное влияние на профориентацию своих детей, особенно в выпускных классах, поэтому одними экскурсиями на производство уже не обойтись, считает Игорь Скубенко. Детям с раннего возраста надо рассказывать о конкретных профессиях и инженерных специальностях, необходимых предприятиям региона. И лучше всего, если это сделают родители, тем более если они работники градообразующего предприятия. Только при этом очень важно, чтобы родители любили своё дело и гордились им и своим предприятием.

Одно из решений круглого стола – договоренность областного министерства образования, отдела образования МО «Город Коряжма» и Группы «Илим» о начале взаимодействия в создании в коряжемских школах специализированных классов, где ребят будут в том числе знакомить с особенностями целлюлозно-бумажного производства, его основными профессиями, программами по экологии и безопасности.

О важности разработки школьных курсов, которые рассказывали бы ребятам о профессии спасателя, об охране труда на производстве и безопасности жизни, о том, какие экологические вопросы решают современные предприятия, говорили руководители служб комбината. Перед участниками круглого стола выступили руководитель отдела охраны окружающей среды Сергей Колпаков и начальник службы пожарной безопасности и ЧС филиала Группы «Илим» Владимир Редькин. Владимир Николаевич высказал готовность взять шефство над кадетскими классами, выпускники которых выбирают профессию спасателя-пожарного.

Директор лесного филиала Группы «Илим» Дмитрий Пахомов подтвердил готовность поддержать в лесных поселках районов, где Группа «Илим» ведет свою производственную деятельность, возрождение системы школьных лесничеств. В советские времена была хорошая практика, когда школьникам не только прививали любовь к природе, но и знакомили с такими нужными профессиями, как лесоводческое и лесоинженерное дело.

Ставка – на целеустремленных

К слову, сегодня ЛПК Архангельской области испытывает серьезную нехватку специалистов в области ведения лесного хозяйства. Об этом сообщил министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Сергей Шевелёв. Он отметил, что ставка на целеустремленных людей позволит быстрее выстроить систему подготовки кадров и добиться результата – наполнения рынка необходимым количеством квалифицированных работников, в том числе для лесопромышленного комплекса региона.

«Люди, получающие среднее профессиональное образование, ставят перед собой конкретную понятную цель: освоить определенную профессию. Многие осознанно идут по выбранному пути: получив диплом, отправляются на производство, – сказал Сергей Шевелёв. – Считаю, что именно с такими выпускниками техникумов надо работать дальше: вести их в высшую школу, в управление, вот тогда мы выстроим систему подготовки кадров.

Поиск и отбор целеустремленных ребят следует начинать со школы, чтобы они не боялись идти «против течения» и поступали в учреждения среднего специального образования. Они должны чувствовать поддержку и понимать открывающиеся перед ними перспективы. Естественно, на предприятиях должна появляться возможность расти в профессии и входить в кадровый резерв».

Как подчеркивали участники круглого стола, разговор на актуальную тему состоялся вовремя. Пора заложить основы для строительства современной системы образования, которая позволила бы укрепить кадровую ситуацию в региональной промышленности, чтобы в конечном счете это позитивно отразилось на социально-экономическом развитии всей Архангельской области.

Комментарии

10:52 - 19 октября

раньше ведь после лицея в лесопилку учиться отправляли в ПИТЕР..Была такая практика...а что сейчас мешает??

16:16 - 19 октября

Надо чтоб преподавали людям знания не педагоги, а работники ЦБК, тогда будет толк. И стажировки нормальные не для проформы..

21:36 - 19 октября

Преподаватели спецпердметов вкупе с мастерами производственного обучения, традиционно, и есть бывшие рабочие. И далеко не каждый рабочий на производстве может, или готов стать наставником. Мне с моим очень повезло, - до сих пор добром вспоминаю, - и наставник, и человек с огромной буквы! Но, помнится, свезло не всем..
А, вот, то, что на промплощадку нужно допускать людей уже с определенным набором целевых программных установок в голове, это даже обсуждению не подлежит..

09:38 - 20 октября

Надо именно действующих отряжать для преподавания, пенсионер только первые несколько лет в курсе реальной обстановки на производстве. Сейчас все меняется быстро. Качество кадров тем выше чем они ближе к процессу. Это не только к рабочим относится, но и к ИТР. Компания заинтересована в таком подходе крайне. Спецкурс так сказать.

11:25 - 20 октября

чего изобретать велик..есть лицей..есть вузы цбп...дерзайте...было в свое время заушное алти.вопрос-сделать снова на базе САФУ...чего раздувать-то?молодежи будет привлекательно в этой отрасли-они найдут себя..если нет-то извините..ничем на цбп тогда не загонишь...причем есть тенденция оттока молодежи в другие города..сегодня как раньше уже не дают жилья..рубль не такой дилнный северных районах...все хотят в теплые края и места.... 👩‍⚕️

11:33 - 20 октября

"И требования на предприятии к квалификации работников с каждым годом растут. Это связано с автоматизацией процессов, освоением современных технологий, ростом производительности труда".
Те, кто не хоят в ЦБП - другая тема, а те, кто хотят должны быть максимально готовы к решению производственных задач. Чего не было и нет - учение оторвано от реальности. Это можно и нужно победить.

11:44 - 20 октября

без основ и базовых знаний никак...это даст классический вуз....а практику полигон промплощадки!!!все давно придумано..просто пафосные сборные собрания..сегодня людей так просто не привлечь..нужны привлекательные условия....

12:20 - 20 октября

Для этого и существует производственная практика.
Но, чтобы практикант был "в теме", кто-то же должен преподать ему курс теории?!

12:24 - 20 октября

1. Курс теории д.б. самый свежий - я не говорю обо всем курсе (есть базовые вещи, общие), то производственная актуальность под конкретное предприятие в нем д.б. Чтоб спец был вовлечен в текущие задачи еще во время обучения.
2. Практика дело хорошее и нужное, я только за. Но она не заменит учения ибо коротка.

12:26 - 20 октября

То есть если солдат ты тренируешь преодолевать ров с водой, а в бою бросашь на стену лезть, то это не дело. Хотя и то и другое - военное искусство.

12:50 - 20 октября

Да не хотят они учиться, хоть с ножом у горла стой! Им время припроводить, и чтобы родители не кричали на них. Приходят практиканты на практику, и у них одно в голове - как бы свалить пораньше к вайфаю... Конечно печальная ситуация в профучилищах, даже удручающая.

12:56 - 20 октября

Как пройти практику на опасном техногенном предприятии, где за взрослыми глаз-да-глаз нужен!?!

13:00 - 20 октября

А мой наставник, коллега, в 17 лет автомат мелкокалиберный выточил, поймали, отсидел на "химии "Помню всё его доставал чтобы он и мне помог ствол сварганить.

13:24 - 20 октября

да есть опастности на предприятии...но практикантов должен пасти и обучать как папа родной опытный наставник.....даже ходить по промплощадке правильно учить..просто есть кто приходит действительно для обучения..а кто-то,кого течение социальных сетей несет как оловянного солдатика.......

14:44 - 20 октября

Пилюлькин, сам-то по промплощадке выучился ноги правильно переставлять или за тебя это делают "твои адвокаты"?

14:55 - 20 октября

а что может дашь какой ценный совет??ты я смотрю во всех областях дока.....а????ну поучи нас неразумных..дай свой ценный совет.....

15:21 - 20 октября

Совет потому и называется ценным, что его кому непопадя не дают. Да тебе он и не нужен - у тебя ведь есть Елезов "свои адвокаты", вот к ним и иди за советом.

15:25 - 20 октября

ну что-же тут понятно.чебуратор фуфло гоняет..поэтому сказать ему особо нечего..

15:27 - 20 октября

как тебя болезного на ЕЛЕЗОВЕ кумарит..ты аж весь из себя.видно что когда-то получил психологическую трамву..клинит..да тяжко тебе.......

15:55 - 20 октября

Потому что не прельщает перспектива стать работником ЦБК.

22:35 - 20 октября

Не вижу препятствий. Мне например преподавал УИП, человек, который всю жизнь служил в УФСИН, вдоль и поперек все тонкости рассказывал. Он кстати сейчас в какой-то профильной комиссии, но не суть. Интересно когда человек не всю биографию в ВУЗе проторчал а служит и понимает. Криминалистику мне преподавал действующий криминалист, вот это качественный подход. Я знаю о чем говорю.

22:43 - 20 октября

О каком ВУЗе - речь? Важно.

22:57 - 20 октября

О профильном.

23:03 - 20 октября

каждому свое.....

23:04 - 20 октября

Стыдно, или палитесь?

23:29 - 20 октября

Вру иногда, чего скрывать. ВУЗ один из лучших. Вам знать такие подробности моей биографии совершенно ни к чему.

00:38 - 21 октября

и рядом общага с медичками???

00:40 - 21 октября

Ай, Вы проказник!

01:33 - 21 октября

Насколько я понимаю, в жизни каждого мужчины была общага с медичками.

01:50 - 21 октября

Эко... Понимание ваше....Чо теперь?

06:43 - 21 октября

Грамотность прихрамывает.

06:45 - 21 октября

Блин, а я? Что теперь?? 🙁

08:22 - 21 октября

Вот, на этой Вашей глубокой мысли, можно и закончить..

08:22 - 21 октября

Возвращайтесь в семью.

08:55 - 21 октября

Также обратили внимание, что она - нестроевая...?!

09:43 - 21 октября

Человек Дудаевым наслушанный..

11:42 - 21 октября

Если б эта желчь стоила рубь за тонну, я бы уже построил себе неплохой коттедж. 😁

11:55 - 21 октября

Лучший друг человека - сам человек!
Вам просто следует научиться эффективно использовать то, чем Вы уже обладаете в достаточном объеме. 🌷

12:00 - 21 октября

А как же Пилюлькин? Ах да, он не....ему проще.

12:18 - 21 октября

дааааааааа..медички это интересный народ....а ушастому чебуратору завидно...ибо зависть его разрывает..поэтому он фантазирует...

22:55 - 31 октября

УрФУ: Инженеров необходимо обучать без отрыва от производства. Последние 70 лет упор был сделан на академическое образование инженеров, сейчас мы переходим к прикладному".
http://tass.ru/obschestvo/2395562

22:48 - 1 ноября

То есть последние 70 лет обучали неправильно? Как же они ракеты-то запускали? 😨