«Весной класс накрывало особое настроение и... «аромат» гуталина»

0

Я листала страницы фотоальбомов Валентины Андреевны Нарольской и думала о том, насколько все-таки бывает сильна связь «ученики – учитель». Валентина Андреевна почти 40 лет преподавала в школе историю. Множество фотографий, учитель на них – всегда в окружении своих учеников. В одиночестве – не нашла ни одной.

На днях Валентина Андреевна отметила 80-летний юбилей, и снова ее ученики были рядом. «Я очень любила свою работу, – говорит она. – Мне с детьми никогда не было трудно». Не сомневаюсь, это и есть та самая крепкая нить, которую невозможно разорвать. Как здорово, что бывают такие учителя, что такие люди приходят в профессию!

...Валентина Андреевна чуть было не прошла мимо своего призвания – педагогики. «Я родилась и выросла в Котласе, – рассказывает она. – В нашей семье все были железнодорожниками, поэтому после школы я хотела продолжить династию – поехала поступать в Днепропетровск. Но не поступила: по математике у меня всегда были пятерки, а там на вступительном экзамене тройку поставили, причину не объяснили. Вот и вернулась в Котлас, год поработала в родной школе лаборантом в кабинете физики, а потом подружки отвезли мои документы (можно сказать, тайком) в Сольвычегодское педагогическое училище, где учились сами. Так я и стала учителем начальных классов. Работала пионервожатой в родной школе №3 города Котласа, потом – директором Дома пионеров, заочно училась в институте на историческом факультете».

Валентина Андреевна много путешествовала. Среди изведанных ею маршрутов – Индия, Польша Румыния, Болгария, Чехословакия, Югославия, Австрия... Но была заветная мечта – посмотреть, как цветут на Украине каштаны. Деревья покрывались махровыми цветами в мае, но в это время её не отпускала работа. И мечте суждено было сбыться: Валентина Андреевна уехала в Киев, 7 лет жила и работала там педагогом в детском саду. В Киеве вышла замуж, там родился сын Сергей.

Но судьба распорядилась так, что она вернулась на родину. Здесь вновь закипела бурная педагогическая деятельность. Вела историю и обществознание в вечерней школе на Болтинке. «Сынишка в детский сад ходил, а я перепутала день с ночью, от огромной нагрузки (с 5 по 10 класс) света белого не видела. Но все равно очень хотелось и нравилось работать с детьми».

В 1971 году Валентину Андреевну пригласили в Коряжму, в только что открывшуюся школу №14 (теперь №4). И педагог приехала в молодой поселок. Поначалу была организатором внеклассной работы, но приходилось заменять многих учителей. «Работать очень нравилось. Школьная жизнь била ключом: пионерская организация, слеты, вечера, походы, путешествия... Глаза у ребят горели – они сами выдумывали и воплощали идеи. Родители поддерживали, учителя во всём помогали. Считаю, что сильнейшим воспитательным направлением было самообслуживание. У нас кабинеты убирали не технички – за чистоту в классах отвечали учащиеся. С обязанностями справлялись на пять с плюсом и школу считали вторым домом».

Валентина Андреевна не вспомнила конфликтов. «У нас их не возникало, потому что все очень уважительно относились друг к другу. Если требовалось, педагоги «включали» шутку, хитринку, ну и без мудрости никак. Например, больной вопрос – за какую парту кого посадить – я решала так: рассаживала юношей, как мне нужно, а потом в класс заходили девушки и выбирали парту с уже прилагающимся соседом. Все были довольны».

Случалось, ученики приходили к Валентине Андреевне и после уроков – поговорить об исторических фактах, событиях... – очень любили предмет и пытались что-то доузнать, допонять... «Одному такому юноше я советовала поступать в институт международных отношений, но он сделал другой выбор. Зато через много лет сообщил, что у него жена историк. Другой говорил, что школьных знаний ему в институте до 3 курса хватило...»

...Классы были огромные, иногда – по 45 человек. «В таком классе один ученик всегда со стулом ходил, потому что в кабинет вмещалось только 22 парты, – «рисует» картинку из прошлого Валентина Андреевна. – Кому-то может показаться удивительным, но я никогда не чувствовала в классах сигаретного запаха: мальчишки не курили (о девчонках и не говорю). А весной, когда захватывала любовь, класс накрывал «аромат» гуталина, от начищенных ботинок...»

...Что ни фото, то история. Из этих историй и сложилась жизнь учителя истории Валентины Андреевны Нарольской, которая после четвертой школы, до выхода на заслуженный отдых, трудилась еще в школе №5 и ПТУ. Судьба подарила ей профессию, и Валентина Андреевна очень бережно и правильно распорядилась этим подарком. Она успела воспитать и научить больше тысячи детей. На всех хватило ее тепла, доброты, опыта, но источник души – не иссяк.

Источник