Андрей Рулёв, председатель Коряжемской городской Думы: Областной закон принят. Мы обязаны его исполнять вне зависимости от того, как относимся к нему

2

Как известно, в Архангельской области принят закон о реформе местного самоуправления. Он коренным образом меняет систему формирования местной власти. Самое главное – отменяются всенародные выборы глав городов и районов. И вводится должность главы администрации, так называемого сити-менеджера. Принятие этого документа влечет за собой внесение соответствующих изменений в уставы городов и районов. Такие коррективы в основной документ Коряжмы будут рассмотрены на последней в этом году сессии городской Думы. Но предварительно пройдут публичные слушания. Они намечены на 16 декабря. «Трудовая Коряжма» попросила председателя гордумы Андрея Рулёва разъяснить суть новшеств

Выбора нет

– Андрей Сергеевич, областной закон не дает муниципалитетам никакого выбора?

– Да, не дает. В нем закреплена одна модель формирования органов местного самоуправления. Согласно ей, население избирает прямым голосованием только депутатов представительного органа. Глава города избирается из числа депутатов. Глава администрации утверждается депутатским корпусом.

– Поясните на примере Коряжмы.

– По новому закону высшим должностным лицом муниципального образования, то есть главой, является председатель городской Думы. Он избирается из числа депутатов местного парламента. Соответственно, несколько расширяются его права и обязанности. В частности, он заключает контракт с лицом, назначаемым на должность главы администрации города, и является по отношению к нему представителем работодателя. Обеспечивает выполнение органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень федеральными и областными законами.

Глава администрации утверждается на сессии городской Думы из кандидатур, предложенных специально созданной комиссией. Эта комиссия наполовину должна состоять из представителей губернатора, на половину – местного представительного органа. По словам губернатора Игоря Орлова, в число его представителей войдет депутат областного Собрания от этой территории. От Коряжмы в региональный парламент избран Андрей Громов. Так что один член комиссии по отбору кандидатур на должность главы администрации уже известен.

– По каким критериям будет отбираться кандидатура на должность сити-менеджера?

– Принципы формирования этой комиссии и критерии ее работы будут определены подзаконными нормативными актами, принятыми правительством области. Мы пока об этом можем только догадываться.

В двух районах – Мезенском и Пинежском – в следующем году заканчивается срок полномочий действующих глав и, следовательно, власть будет формироваться по новому закону. К этому времени должна быть подготовлена вся нормативная база, в том числе и по работе этой комиссии.

Вся полнота власти

у сити-менеджера?

– Кто станет главой администрации, решающее слово за депутатским корпусом?

– Да, естественно. И в этом смысле цена депутатского мандата вырастает в разы, поскольку депутаты формируют исполнительную ветвь власти.

– В Коряжме закон начнет действовать с марта 2016 года?

– Областной законодатель определил, что в муниципальных образованиях новшества вступают в силу после того, как завершается срок полномочий действующих глав, избранных всенародным голосованием. У нас выборы главы прошли 4 марта 2012 года. Значит, срок его полномочий заканчивается во второе воскресенье марта 2016-го, то есть 13-го. Городская Дума должна 10 или 11 марта собрать очередную либо внеочередную сессию и выбрать из своего состава главу города. А также назначить исполняющего обязанности главы администрации. И потом сформировать комиссию, которая будет заниматься отбором кандидатов на должность главы администрации. Думаю, к апрелю кандидатура сити-менеджера будет утверждена.

– В новой модели местного самоуправления все главные вопросы – развитие города, управление городским хозяйством и финансами – ответственность главы администрации?

– Сити-менеджер исполняет те решения, которые приняты городской Думой. Как и сейчас, городская администрация формирует проект местного бюджета, а гордума его утверждает, внеся свои поправки. И сити-менеджер, как сейчас глава города через свое управление, бюджет реализует. Здесь ничего не меняется. Представительские функции по взаимоотношениям с другими муниципальными образованиями, областными и государственными структурами полностью передаются председателю городской Думы, как главе города.

– Выходит, вся полнота власти будет сосредоточена в руках сити-менеджера? А глава города и представительный орган превратятся в декоративное украшение, для придания некого демократического антуража?

– Рычаги власти в виде финансовых ресурсов, параметры которых утвердили депутаты, конечно же, окажутся у главы администрации. Но кандидатуру главы администрации по новому закону утверждают депутаты. Таким образом, они разделяют с ним всю ответственность.

Работаем в тех условиях, какие есть

– Законопроект о реформе местного самоуправления прошел через широкое общественное обсуждение. Вначале высказывались различные мнения. Большинство было против отмены выборов глав. Например, в Коряжме состоялось собрание общественности. Практически все, включая главу, выступили за сохранение действующей модели. Потом, как по мановению волшебной палочки, все – и главы, и депутаты, и партии – стали высказываться за введение института сити-менеджера. Такое впечатление, что кто-то дал отмашку и все взяли под козырек. Не получится ли ровно то же самое, когда реально будет действовать новая модель местной власти? Депутаты безропотно будут утверждать на должность главы администрации кандидатуру, навязанную вышестоящей властью, и голосовать за все принимаемые им решения?

– Посмотрим. Новая модель принята не на всю оставшуюся жизнь. Пройдет первый избирательный цикл, увидим все плюсы и минусы, и, не исключено, вернемся к тому, что сами муниципалитеты будут решать, как им формировать органы местного самоуправления.

– Местное самоуправление предполагает непосредственное участие народа в формировании органов власти и механизмы контроля народа над властью. В новой системе народ лишается этой возможности.

– Областной закон принят. Мы обязаны его исполнять вне зависимости от того, как относимся к нему.

– Но вопрос-то в том, почему никто не сопротивлялся на стадии обсуждения законопроекта? Все главы, депутаты, партии, в том числе «Справедливая Россия», его поддержали.

– Не согласен. Коммунисты и «Справедливая Россия» голосовали против. Но что толку. Фракция партии «Единая Россия» составляет абсолютное большинство в областном Собрании. Ее голосов достаточно, чтобы принять любой закон. Перед сессией, на которой закон о реформе местного самоуправления принимался во втором чтении, выступали представители «Справедливой России». Например, депутат Шаров резко отрицательно отзывался о предлагаемых новшествах. И среди руководителей местных представительных органов тоже не было однозначного мнения. Но мы понимали, что у партии власти уже сформирован подход – это губернаторский проект, его надо принять. И наше несогласие было чисто формальным. В Коряжме рабочая группа по внесению предложений по реформированию местного самоуправления была сформирована главой города. Ее заседание состоялось в июле. Приняли единогласное решение оставить все по-старому. Но наше мнение областной законодатель не принял во внимание. Что ж, работаем в тех условиях, которые есть.

Комментарии

15:56 - 8 декабря

С теми издевательскими полномочиями, которые земская реформа предлагает главе города в 2016 году, думаю, вполне можно обойтись куклой Барби или её другом Кеном (возможны варианты).