Лицензия на пассажироперевозки по маршруту Коряжма – Котлас есть только у одного перевозчика

0

В начале декабря интернет-пользователи обсуждали в популярной коряжемской группе «ВКонтакте» сообщение о ДТП

2 декабря: около пяти утра желтая маршрутка снесла дорожный знак, световую опору, повредила леерное ограждение на площади Ленина. Водитель 1998 года рождения с места аварии скрылся, но спустя пару часов сотрудники полиции

его вычислили. За оставление места аварии нарушитель был лишен водительских прав на год. Как оказалось, молодой человек занимался, причем нелегально, пассажирскими перевозками по маршруту Коряжма – Котлас и 2 декабря в столь ранний час спешил набрать пассажиров, опередив рейсовый автобус…

«Это захват рынка пассажирских перевозок»

В социальных сетях то и дело появляется информация о конфликтах на коряжемской автостанции среди водителей «газелей» и автобусов. Сообщается, что будто бы доходит даже до драк.

Как журналист, я побывала на автостанции. Полдень, пять минут до отправления рейсового автобуса 355-го маршрута Коряжма – Котлас, у пазика уже заведен мотор. Перед ним – пассажирская «газель», тоже «под парами». Водитель маршрутки активно созывает людей ехать с ним. Приводит аргументы: отправится вперед автобуса, даже если останутся свободные места; доедет быстрее. Не обманул: минуты за две до отправления автобуса маршрутка трогается с места.

Я в салоне пазика. Пассажиров немного. На мой вопрос, почему они выбрали автобус, отвечают неохотно. Дескать, не принципиально, на чем ехать. (Один из ответов: «Когда как езжу. Иногда на «газели» удобнее и быстрее».) А есть ли у перевозчиков лицензии, какие гарантии дает купленный билет – этими вопросами пассажиры не задаются.

Водитель автобуса – на эмоциях: «Очень тяжело работать в таких условиях: постоянно видеть перед собой зад «газели», выслушивать оскорбления. Водители маршруток до такой степени обнаглели, что заходят в салон ПАЗа и выманивают своими речами пассажиров.

Конфликтов очень много. Например, был случай, когда «газель», выехавшая вперёд, собирала на остановках народ, уверяя, что рейсовый автобус сломался. Это – нездоровая конкуренция и «война» за каждого пассажира. Скажу больше, это – захват рынка пассажирских перевозок».

«Проблема возникла не вчера»

На официальном сайте регионального министерства транспорта в отрытом доступе выложен реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. Исходя из него, лицензия на пассажироперевозки по маршруту Коряжма – Котлас есть только у одного перевозчика – ООО «Норд-авто».

В автопарке «Норд-авто» –автобусы марки ПАЗ маршрута №355, «газелей» нет. Получается, все маршрутки работают на указанном направлении нелегально. В случае ДТП пассажиры «газелей» не смогут воспользоваться страховкой. Ей обеспечивают только официальные перевозчики. Основание для получения выплат и компенсаций – билет.

Корреспондент редакции попросила директора автопредприятия «Норд-авто» Владимира Дурягина прокомментировать ситуацию, сложившуюся на коряжемской автостанции.

«Проблема возникла далеко не вчера. Я занимаюсь пассажирскими перевозками около 30 лет. И все эти годы легальные перевозчики боролись с нелегальными, – говорит Владимир Дурягин. – Сегодня на рынке пассажирских перево-зок по маршруту Котлас – Коряжма незаконно работает целая организация, в автопарке которой не менее 13 единиц техники, автомобилей марки «Газель». Водители-нелегалы пристроились к нашему расписанию и за две минуты до отправки рейсового автобуса забирают пассажиров. Удивляют и коряжемцы. Они без страха выбирают «газели», водители которых выходят в рейс без прохождения медосмотра».

Владимир Иванович рассказывает, что победить газелистов они, как ни пытались, не могут: «Куда мы только не обращались. И в налоговую, и транспортную инспекцию, ГИБДД, даже на прямую линию с президентом. Но в этой войне мы пока бессильны. Разовые «укусы» надзорных органов в виде штрафов не действенны. Нужен системный подход.

Что толку в профилактической операции «Автобус» или любой другой? Ревизоры проверяют официальных автоперевозчиков, в то время как нелегальные остаются в стороне от этих проверок…»

Владимир Дурягин признался, что многие его сотрудники с большим водительским стажем попросту не смогли выдержать такой борьбы и уволились.

Штраф отработают за один рейс

Почему на протяжении нескольких лет Госавтоинспекция не может решить проблему нелегальных пассажирских перевозок в городе, нам рассказала старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отделения ГИБДД Коряжмы Ирина Стец.

Оказывается, для того чтобы не платить налоги, не покупать лицензию и т.п., водители-газелисты, сняв в салоне машины парочку кресел, массово регистрируют свои автомобили под категорию «Б», то есть под «легковушку». А при выходе на маршрут устанавливают снятые кресла обратно.

«Конечно, мы проверяем газелистов на автостанции. Если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без согласования с ГИБДД, то за управление таким ТС водителю грозит штраф по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Сумма штрафа – 500 рублей», –говорит инспектор.

То есть, заплатив штраф, водитель может вновь выехать по маршруту, отработав потерянные деньги буквально за один рейс…

Грядут проверки

Поскольку речь идёт о межмуниципальном маршруте, власти города повлиять на проблему не могут. Разобраться должен областной минтранс. По просьбе корреспондента «ТК» коллеги из ВГТРК «Поморье» связались с заместителем министра транспорта Архангельской области Олегом Мишуковым и, в частности, получили пояснение: у каждого водителя должна быть не только лицензия, но и так называемая карта маршрута.

«К водителю, не имеющему карты маршрута, применяется мера административного воздействия: штраф до 300 тысяч рублей, – проинформировал заместитель министра транспорта Архангельской области Олег Мишуков. – За отсутствие разрешения на легковое такси предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей. За повторное нарушение нелегалы могут попрощаться со своим транспортным средством».

В министерстве нас уверили: в ближайшее время грядут проверки таких пассажирских маршрутов, как Котлас – Коряжма. А пока рука минтранса не дотянулась до коряжемской автостанции, может, пассажирам есть смысл задуматься над русской поговоркой: «Тише едешь – дальше будешь»?

Марина Лодыгина

Фото автора