Татьяна Аршинова, директор школы №1: Учителя не будут уважать только за то, что у него есть диплом

3

9 декабря школа №1 отмечает 80-летний юбилей. В преддверии знаменательной даты состоялся наш разговор с её директором Татьяной Аршиновой. За плечами Татьяны Георгиевны – 45 лет работы в школе, ставшей ей родной, 26 из них – на руководящей должности

– Татьяна Георгиевна, вы приступили к директорству в годы перестройки, когда было очень просто растеряться, не знать, какой путь избрать, на что расставить акценты в работе...

– Мы не пребывали в бездействии. Именно в тот период мы занялись, в частности, реализацией национально-регионального компонента в образовании: внедряли музейную педагогику. И в этой идее не ошиблись. Сегодня в школе работают четыре отделения музея.

– Можете сказать, какие качества вы приобрели за годы работы директором?

– Усвоила тайм-менеджмент (научилась управлять временем), избегаю драматизации событий, «выработала иммунитет» против суетливости, чтобы не было привычки бросаться на прорыв.

У теоретика педагогики Симона Соловейчика есть такая характеристика «руководителю Страны знаний»: «Это артист – но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Это скульптор – но его работы никто не видит. Это врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и в общем-то не хотят лечиться... Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

– В вашем педагогическом коллективе есть зрелые педагоги и новички в профессии. Каков средний педагогический стаж?

– 23 года, средний возраст педагогов – 45 лет. Все вместе – сплав опыта, сплоченная команда. Но каждый – со своей изюминкой. Одни обеспечивают в коллективе выполнение задач, другие помогают строить взаимоотношения, а третьи снимают возникающее напряжение. Задача администрации – учитывать в работе с коллегами реальные индивидуальные возможности каждого.

Методы управления коллективом разные. В наличии и жесткое начало, и демократия.

– Как вы считаете, меняет ли время учителя?

– Главное, что сегодня нужно усвоить учителю: его не будут уважать только за то, что в кармане есть диплом. Учитель не единственный источник знаний, как прежде. Он должен быть личностью – интересной, креативной. Скажу больше – педагог должен чувствовать ответственность за судьбу детей.

– За годы вашей работы в образовании произошло немало изменений. Как вы их воспринимаете?

– Россия интегрируется в мировое сообщество, в том числе и в образовании, поэтому должны учитываться мировые тенденции. Например, изучение иностранного языка с раннего возраста, введение независимой оценки знаний через ЕГЭ, геймификация (применение подходов, характерных для игр), отсутствие домашних заданий в начальной школе, профилизация...

Новое всегда воспринимается с настороженностью, порой – с нежеланием, болезненно: по накатанному пути шагать, несомненно, легче. Моя задача в данном случае – детальное информирование педагогов, аргументация, настрой на апробацию.

– Есть такой термин «педагогическое изящество». В чем оно заключается? И еще: какого педагога «настигает» успех?

– Думаю, педагогическое изящество – это тонкое чувство меры во всем. А успех, несомненно, настигнет того, кто не только обучает, но и воспитывает, обращая внимание на мелочи, кто поглощен работой, кто последовательно осмысливает в своей деятельности каждый шаг.

– Каким, по вашему мнению, должен быть учитель-предметник, классный руководитель?

– Учитель-предметник – это фанатик своей науки, уверенный в постижении ее детьми, а классный руководитель – защитник, советчик, можно сказать даже в какой-то степени коуч (тренер успеха), в общем и целом – мама (папа). Стиль взаимоотношений «учитель-ученик» я бы назвала исповедальным.

– Ваше видение миссии школы?

– Насколько это возможно – научить детей ориентироваться в жизни, знать, что их ждут серьезные «вызовы». Научить трудиться, полюбить любой труд – и умственный, и физический. Важно также заметить способности каждого.

– А если сценарий развития будет неблагоприятным?

– Отвечу словами нашего выпускника – директора филиала Группы «Илим» Валерия Валерьевича Антонишина: «Даже если сценарий развития «за окном» будет неблагоприятным, мы способны работать на максимуме».

– Оправдываете ли вы трату сил, порой титаническую, при не слишком хороших результатах?

– «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» Но – оправдываю. Педагоги должны быть чисты перед самими собой. Чтобы при любом исходе сказать себе: «Мы сделали всё, что могли».

– А если говорить о родителях учеников, о взаимоотношениях с ними?

– Скажу о том, что беспокоит. Некоторые родители вызывают жалость: бесцельно живут и ребёнка не озадачивают целью. На словах хотят, чтобы дети выбились в люди, а на деле – кормят, одевают, развлекают, не более. Не считают нужным интересоваться опытом других, чьи дети уже достигли в чем-то вершин.

Взять хотя бы в пример передачи «Синяя птица», «Лучше всех». О чем они? Если хочешь получить, допустим, шахматиста – занимайся с ребёнком шахматами, как говорится, денно и нощно.

Я искренне радуюсь за учеников школы, когда они покоряют свои первые вершины. Большинство занимается в кружках (охват дополнительным образованием – 95 процентов), многие являются участниками мероприятий всех уровней (от школьного до международного).

– Что бы вы отнесли к вечным спутникам детского непослушания, строптивости?

– Серость и уныние.

– В школе случается всякое. Как реагируете? Принимаете решение мгновенно?

– Самое главное – не паниковать, действовать, не навредить, верить в успех. Без хвастовства скажу, что чаще всего быстро удается сообразить, в какую сторону «дует ветер». Примеров множество.

– Были ли промахи?

– Естественно. Промахов нет, если ничего не делать. Анализирую, что можно было еще предпринять. Сожалею о том, что недодумалась вовремя.

– Приходят ли в школу выпускники? Если да, то по какому поводу?

– Приходят. Одни – чтобы, на какое-то время оказавшись в школьной атмосфере, снова почувствовать себя учениками, некоторые – повиниться за то, что были непослушными. Радует нас, что многие сообщают о своих достижениях, но есть и такие, кто честно признается, что мы в них ошибались.

– Как вы считаете и что говорят дети по этому поводу: что во все времена было для них самым веселым в школе?

– Последний звонок с последнего урока.

– Татьяна Георгиевна, есть ли сейчас какие-либо проблемы в школе? И какие у неё перспективы?

– Любое учреждение, организацию подстерегают обычно три проблемы: кадры, материальная база, результативность. Когда есть финансы – можно «петь романсы». Но мы ограничены в средствах. Всё иметь на высшем уровне – проблема. И это не только наша беда. Остаточный принцип финансирования долго еще будет сказываться. Оптимизм и энтузиазм могут и не помочь.

– О чем мечтаете?

– Электронная проходная, электронная столовая, электронные учебники и дневники, быстрый Интернет... Мечта – войти в электронную Россию. Но надо научиться ждать этого.

– Что останется прежним в школе будущего?

– Уроки. Но они будут «маячить в тумане»: ведь не только из уроков состоит жизнь современного школьника. Не будут пугать сроки экзаменов. Карандаш останется, мел останется. Останется и умный учитель, потому что человек умнее машины: она создана им.

– Ваши пожелания школе по случаю её юбилея, а также выпускникам, педагогам, родителям...

– Школе: ликуй, живи, цвети и здравствуй. Выпускникам пожелаю совершать новые восхождения к вершинам знаний, выбрать мудрую жизненную технологию, быть социально адаптированными и устойчивыми к порокам, здоровыми и успешными. Ведь успешные и здоровые – это счастливые люди. Педагогам школы – поклон за бескорыстный труд, а родителям – спасибо за постоянную поддержку и заботу.

Еще надеюсь на деловое сотрудничество с нашими партнерами, а представителям власти пожелаю продолжать направлять нашу деятельность советами, рекомендациями.

Источник

Комментарии

14:03 - 13 декабря

"Учитель не единственный источник знаний, как прежде" - он и раньше им не был. И задача стать основным источником не новая. А вот плетка потребна сегодня как никогда раньше.

18:19 - 13 декабря

Лучше розги и отлучение от ВК.

14:23 - 20 декабря

Идеальный вариант - детский интернет. Когда доступны только сайты из одобренного реестра. Все остальные д.б. только по паролю владельца подключения - родителя. Зашел киндер с любого устройства - облом, зашел родитель ввел свой пароль - видит все. Это не очень затратно для провайдера, точнее вообще не затратно. А общественной пользы вагоны. Почему этого нет до сих пор мне не понятно.