65 лет под стук колёс

0

Первые упоминания в архивах о станции Низовка датируются 1936 годом – значимость Севера тогда выросла в связи

с объявлением о начале строительства целлюлозно-бумажного комбината союзного значения. Существующая железная дорога до Котласа была продлена до деревни Копытовки, затерявшейся в лесах и болотах Вычегды. Построили один обгонный путь, поставили будку для дежурного и дали этому «комплексу» название «Станция Коряжма».

А Низовка появилась в военные годы, в 1942-м,на строившейся тогда Печорской железной дороге. Станции присвоили пятый (низший) класс, это был разъезд для обгона поездов. В 1948 году от станции Коряжма проложили путь к лесобазе и построили четыре тупика для постановки вагонов под погрузку леса из воды.

Второе рождение Низовка получила в 1953-м, когда в Коряжме развернулась Всесоюзная ударная комсомольская стройка: стали множиться пути к будущему комбинату, появляться стрелочные переводы и сооружения связи. В 1955 году начальник станции Николай Алексанов уже принимал у строителей готовые здания, учил рабочих, разрабатывал с начальником желдорцеха Савватием Раздобурдиным технологию предстоящей совместной работы по обеспечению безопасного приёма поездов. В 1958-м строительство железной дороги Низовка – Коряжма было завершено.

Вагончик тронется, перрон останется

14 марта 1963-го коллектив СМУ-2 получил техническую документацию на строительство на станции Низовка нового железнодорожного вокзала. Благоустроенное здание, рассчитанное на 100 мест, строители возвели за два года.

В 1966-м на целлюлозно-бумажный комбинат стали поступать первые маршруты с углём и лесом. За ними – вагоны с известковым камнем, солью, мазутом, гравием, щебнем, цементом, кирпичом и другими строительными материалами. Коряжма росла, благоустраивалась и расширялась.

Гордость станции – её работники

В дружном коллективе станции Низовка немало крепких трудовых династий. К примеру, Елена Лихачёва – железнодорожник в третьем поколении. Свой путь в структуре РЖД она начала в 1985 году дежурной по станции. А прародитель династии, Пимен Иванович Бобылев, работал на железной дороге 42 года. В 1927-м его, 16-летнего, взяли на Горьковское направление. Был дежурным по станциям Пинюг и Мураши, поездным диспетчером, вырос до начальника станции Лунданка. В мае 1952 года Пимена Ивановича перевели на Север. Работал на станции Сольвычегодск, после – начальником разъезда Низовка и старшим приемосдатчиком багажа. За добросовестный труд, образцовую и безаварийную работу был отмечен различными наградами, в 1940 году получил звание «Почетный железнодорожник».

Его супруга, Любовь Егоровна Бобылева, десять лет работала на станции Низовка кочегаром-уборщиком зала ожидания. Бобылевы вырастили семерых детей, за достойное воспитание которых были дважды награждены орденом «Материнская слава».

Одна из семи детей, Вера Пименовна Сухорукова, – мама Елены Лихачёвой. Она отдала железной дороге 32 года. В 19 лет пришла работать на станцию Мостозавод Сольвычегодского отделения стрелочником 2-го разряда. С 1965 года перешла на станцию Низовка: работала весовщиком, приёмосдатчиком груза и багажа, старшим билетным кассиром.

Отец Елены – Николай Изосимович Гурьев – работал на «железке» 35 лет. Начинал тоже в Сольвычегодском отделении, с должности старшего кондуктора грузовых поездов на станции Котлас Южный. Позже перешёл на ЦБК, где вырос с бригадира пути до начальника желдорцеха.

И супруг Елены Лихачёвой, Николай Михайлович, в этой сфере более 30 лет. С 1995 года – монтёр железнодорожного пути 5-го разряда в филиале ООО «Финтранс ГЛ» в городе Коряжме.

Связали свою жизнь с железной дорогой и их старшая дочь Наталья с супругом Дмитрием. С 2011 года они работают проводниками пассажирских вагонов в Северном филиале ОАО «ФПК».

История продолжается

Железнодорожная станция Низовка небольшая, но важная: здесь делают остановку все транзитные пассажирские поезда. В среднем в день с нее отправляются в путешествия и по делам около 100 пассажиров, в летнее время – вдвое больше. Но больше впечатляет количество останавливающихся на Низовке товарных поездов. Среднесуточный вагонооборот станции составляет 393 вагона, погрузка – 4 тысячи тонн, а выгрузка – более 100 вагонов ежесуточно. Каждый день здесь формируются ускоренные контейнерные маршруты на Октябрьский узел. Основной заказчик – филиал ОАО «Группа «Илим» в Коряжме.

Материалы для публикации предоставила ветеран труда Ирина Юрьевна Порывалова,

в прошлом – приёмосдатчик груза железнодорожной станции Низовка.

Фото из буклета, подготовленного ветеранами станции к её 60-летию