«Ребёнка надо научить учиться»

0

Адаптация к школе не всегда бывает гладкой, и это не зависит от того, в первый класс пошел ребёнок или в одиннадцатый. В преддверии Дня знаний в редакции телепрограммы «ТВ Коряжма» состоялась прямая линия с психологом Ольгой Карунной. Предлагаем нашим читателям ответы на вопросы, особо волнующие родителей школьников.

- Как замотивировать ребёнка к учёбе?

- К сожалению, за короткий период сделать это невозможно. Начинать мотивировать ребёнка к изучению чего-либо нужно еще в дошкольном возрасте.

Есть такое понятие, как внешняя мотивация. Например, когда родители вместе с ребёнком готовятся к первому сентября: покупают красивую форму, портфель, тетрадки, канцелярию, стараются превратить в праздник первый школьный день. Но самое важное – развить у ребёнка внутреннюю мотивацию, желание всё время узнавать что-то новое, подогревать любознательность.

Формировать внутреннюю мотивацию надо постепенно, общими усилиями. Например, вместе с ребёнком можно смотреть познавательные фильмы, читать энциклопедию. И, видя его интерес, как бы между прочим говорите ему, что подробно о том или ином факте (предмете, действии) он будет узнавать в школе. Ненавязчиво, время от времени напоминайте ему об этом.

Отлично, если кто-то из родителей в этот период сам учится: ребёнок видит, что мама или папа читает, смотрит вебинары, посещает курсы и так далее. Обязательно рассказывайте об этом в семье, обсуждайте, приводите доводы, как здорово познавать новое, для чего это надо. Глядишь, и появится у ребёнка интерес.

- Нужно ли вместе с первоклассником делать домашние задания или предоставить ему больше самостоятельности?

- Домашние задания в первом классе – это отдельная тема для разговора. Как известно, в нашей стране запрещены домашние задания для первоклассников. Но все мы знаем, что они есть. Обычно этот вопрос решают родители вместе с учителем на общем собрании и высказываются «за»: чтобы ребёнок привыкал к учебной деятельности, тренировал руку и так далее. К сожалению, объем заданного не всегда малышу по силам. В таком случае как он может справиться с уроками самостоятельно? Ребёнка надо научить учиться, это самая главная задача для родителей первоклассника.

Недопустимо, если родитель делает домашнее задание за ребёнка, чтобы ускорить процесс. А вот присутствие взрослых рядом со школьником очень важно. По крайней мере, на первых порах. Нужно создавать позитив, всячески поддерживать и поощрять, говорить, какой он молодец и как здорово у него получается (несмотря на то, что вначале в тетрадях может быть и коряво).

Другой вопрос – если ребёнку, скажем, 11 лет. К этому возрасту дети, как правило, привыкают делать домашние задания самостоятельно.

Исключение составляют экстравертированные типы детей, вся их деятельность направлена на общение и внешний мир. В присутствии других людей выполнять даже сложные задания экстравертам эмоционально легче. Такой ребёнок будет дожидаться прихода родителей и только в их присутствии сядет за учебники.

Но есть и другая категория детей: просто не хотят приступать к выполнению домашней работы. В этом случае понадобится какое-то поощрение со стороны родных и неизменно похвала ребёнка за самостоятельно выученный урок.

Подготовила Лариса Иванова