Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

104 4493
104 4493

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил
Темы:
Митрополит ответит на вопросы о создании Архангельской митрополии, о роли Православной Церкви и жизни современного общества, о церковных Таинствах (Крещение, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание), о церковных традициях празднования Пасхи и на другие темы.

На этот раз читателям и пользователям сайта «ТК» отчет с Интернет-конференции пришлось ждать достаточно долго. Каждый день митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила расписан так плотно, что встреча с журналистом, начавшаяся только в десятом часу вечера, обошлась без церемоний, мы сразу приступили к вопросам пользователей сайта.
Наказание – от слова «наказ»
- Иногда приходится слышать "Господь наказал за грехи", "его настигла кара Божья» и т. п… Правильно ли это?
- Слово «наказание» понимается людьми иначе, чем толкователями Священного Писания и вообще христианами. В житейском понимании слово «наказал» часто значит «отомстил»: ах, ты так?! Значит, тебе вот так! Но давайте, к примеру, посмотрим глазами постороннего на ситуацию в больнице. Одному больному врач после обследования говорит «в Крым!», а другому «на операционный стол!» И со стороны может показаться, что первого пациента доктор любит, раз в Крым отправил, а второго - наказал, коле под нож положил. На самом деле у первого – начало туберкулеза, и ему надо морским воздухом дышать, а у второго – аппендицит, и, слава Богу, что врач вовремя распознал это.
Вот и цель Бога – не отомстить, а уврачевать. Мы часто воспринимаем любовь как массу удовольствий, наслаждений. А любовь Божия может принести и боль, потому что это – лечение. Зашел к другу-стоматологу (пломба выпала), думал: вот он быстренько опять мне ее поставит. А он, такой нехороший, говорит «тут весь канал пломбировать нужно, но сначала сделай снимок, потом положим мышьяк, потом рассверлим»…. И – началось по полной программе! Но его старание - показатель, что он поступает так по любви.
«Наказание» - от слова «наказ». Отец, жалея сына, дает ему наказ: «Не делай так, иначе тебе плохо будет в жизни». Так и заповеди, которые нам Господь дает: это не запрет на удовольствия, мол, Боженька сверху смотрит и думает «как они там весело живут, негодники! Дам-ка я им заповеди!» Нет, заповеди – это просьба Бога: люди, не делайте так! Плохо вам будет.
Я такой приведу пример: пасется в Чечне корова. Минные поля обнесены «колючкой». Но корове очень хочется именно под проволоку залезть, ей кажется, что там трава сочнее. Тем более что другая буренка - вон залезла и пожевала – получилось! А эта взорвется.
Так и заповеди Божии: это некие ограничения – ради человека. Мы должны знать духовные законы, потому что, нарушая их, будем страдать.
- Как вам северная земля? Что понравилось, что не понравилось? Что можете сказать о церковной жизни области?
- Я долгое время жил на другом конце страны. Здесь граница, и Сахалин – граница, здесь море и там море, здесь – Северный Ледовитый океан, там – Тихий. Здесь острова и там острова (целых 84). … Звонит мой брат, владыка Сахалинский: «Как ты?» и я говорю: как обычно, как раньше, – я еду на остров, чтобы освятить храм. А там, обращаясь к людям, я сказал «дорогие островитяне». Это мое любимое обращение. Единственное - от Сахалина до островов Кунашир, Ютуруп, Шикотан почти сутки идти на корабле, а здесь все гораздо ближе.
Что сказать о церковной жизни области? Чем дальше на Север, тем сложнее со священнослужителями. Кадры и в нашей жизни – главное. В Церкви как в армии: служит офицер некоторое время в гарнизоне, а потом приходится переезжать. Так несколько человек отслужили и уехали. Приезжают новые: из Ярославля, Екатеринбурга, есть священнослужители из Санкт-Петербурга, Москвы, из Троице-Сергиевой Лавры… Северная земля притягательна.
То, что матушка Митрофания в 72 года приехала к нам на послушание из петербургского благоустроенного монастыря и живет в Суре, говорит о многом. Сейчас ее быт аскетичен. Но она живет на родине святого Иоанна Кронштадского…
- Позвольте уточнить: она сама приехала или ее направили?
- Бывает двояко: когда и направляют…
- Как в наказание?
- Тогда считайте, что меня наказали. Семнадцать лет я жил в Троице-Сергиевой лавре. Церковь – та же армия, мы все – воины Царя Небесного и тоже даем присягу на верность Богу, Отечеству и соблюдаем ее. Когда мне сказали, что нужно ехать на Сахалин, я поехал. На девять с лишним лет. Потом появился другой приказ – сюда, в Архангельск.
- Отказаться нельзя?
- У нас не принято отказываться. Апостолы не остались в Иерусалиме – они пошли туда, куда их призвал Бог. Для христианина - это нормальное состояние послушания.
Только великий художник создает оригиналы. Вот и Господь создал каждого человека неповторимым. К сожалению, часто, не понимая этого, человек подражает другим, а нужно оставаться самим собой, раскрывать свои таланты, быть личностью. Апостол Павел написал: плод Святого Духа - мир, радость, любовь, долготерпение, милосердие, кротость… Посмотрите, какие качества! А есть плод другого духа. Когда общаешься с человеком, обычно понимаешь, кто сейчас хозяин его сердца. Когда слышны ропот, осуждение, клевета, чувствуется злость, раздражение, зависть, - значит, храм души захвачен дьяволом. За такого человека нужно помолиться.
- Скажите, надо ли в ХХI веке поддерживать религиозную жизнь или это уже прошедшая история? По-другому, надо ли современному человеку верить в Бога?
- Что такое верить в Бога? Это вверяться Господу и быть ему верным. Апостол Павел пишет, что вера – от слышания, а слышание - от слова Божия. В первую очередь, человек слышит, но все воспринимают информацию по-разному. Один говорит: да ладно, некогда! Другой говорит: все это ерунда! У третьего что-то шевельнется в сердце, но он заставит замолчать свою совесть. Но найдется четвертый, который поинтересуется: для чего я живу на земле? В чем смысл человеческой жизни? Что дает нам вера в Бога? И это самый правильный вопрос.
Верить в Бога – значит, верить, что он сотворил человека, что человек -пришелец на Земле. Он живет здесь, как в гостинице. И от того, как он проживет эту жизнь, будет зависеть его будущее. Господь послал его на Землю с одной целью - подготовиться к настоящей жизни. Значит, наступит день Х, когда человек оставит на Земле свое тело. Его душа не умрет. И в другой уже жизни человек будет держать ответ не только за свои слова, дела, но и за свои помыслы. Кто нас там ждет? Конечно же, любящий Отец. Он будет смотреть на наше сердце, смотреть, что оно аккумулировало в себе - добро или зло?
Для верующего человека есть смысл жизни, верующему человеку понятны все страдания. Он знает: когда Господь забирает человека, умирает только его тело, и верующий не будет по нему слишком убиваться здесь. Верующий знает, что с близкими и родными он встретится. Это знание дает некий оптимизм. Каждый прожитый день на Земле – это приближение к Богу, к Отцу любящему. Там нет болезней, страданий.
А вот – жизнь без Бога: ну, попал я в эту аварию и остался инвалидом, жена от меня ушла…. Зачем мне такая жизнь? Проще выброситься из окна… Но суицид – признак слабости человека. Как я сказал одному прихожанину: есть суициды, которые хоть как-то можно понять. Но если тебе просто не хочется жить, так ты хоть другим сделай радость: приди в клинику и скажи «заберите меня на органы. Пускай у кого-то будет биться мое сердце, кому-то помогут мои почки…» Это понятно, это более честно. А то – просто плюхнуться из окна и разбиться, доставить хлопоты родителям, друзьям. С материальной точки зрения - это полная чушь и свинство.
- Церковь поощряет донорство?
- Донорство это, прежде всего, - акт самопожертвования. Как мы относимся к человеку, который, видя страдающего человека, дает ему 10 рублей? Мы говорим: это хорошо. Другой дает 1000 рублей. Еще лучше. А третий говорит: «Я отдам, все что имею». Самое дорогое – отдать за человека свою жизнь. Как сделал Христос для каждого из нас. И сказал, чтобы мы также поступали. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Так и в донорстве: человек заболел – ты ему свою почку отдал. Это замечательно. Это честно.
У христианина есть смысл жизни. Есть смысл любого страдания. Иногда смотришь: конец жизни уже, а старый человек такой мирный, такой радостный. Зачастую же в глазах стариков - озлобленность. Безысходность. «Жизнь не удалась. Светлого будущего мы не построили. Дети меня бросили. Государство квартиру не дало. Пенсия маленькая. Даже на водку не хватает». Один мне так и говорил: «Мне бы водки и колбасы каждый день, я бы был счастлив». Но не в этом же смысл жизни. Таких людей, конечно, жалко…
Что дает вера? Ты на этой земле живешь с оптимизмом. Все, что с тобой случается помимо твоей воли, ты принимаешь как урок. Ты просто держишь удар. Нет, не просто – оптимистически. Ты знаешь, что должен помогать людям. Ты знаешь, что это – заповедь Божья. И когда ты видишь, что рядом еще один такой сознательный человек появился, второй, третий – тебе хочется жить. А когда кругом видишь пьянь, рвань, безнравственность, ты, конечно, жалеешь таких людей, но на одной улице с ними жить тяжело. В одном доме с ними жить тяжело.
Есть разная степень веры. По-настоящему верующий не должен раздваиваться. Помните анекдот: мужик пришел к врачу.
- Помогите! Я думаю одно, говорю другое, а делаю третье.
- Извините, мы от марксизма-ленинизма не лечим.
Так вот христианин должен максимально сузить эти три понятия - мысль, слово и дело. А то: «это – мой друг». Друг за дверь: «да он такой-сякой»… Это неправильно. Мы должны от этого состояния уходить. И тогда у нас и друзей будет больше, и город мы будем поднимать, и государство. И не важно при этом, какой век на дворе. Вера переходит из века в век. Православная вера – то, что нам дали. Сохранив, дали. Ни прибавив, ни убавив. Как какую-то дорогую книгу. И будет плохо, если кто-то скажет «а дайте-ка я тут подредактирую» А потом будущие поколения тоже что-то поперечеркивают? Церковь – это врачебница. В светской телесной больнице главное – здоровье тела, в нашей – здоровье души. Душу лечит Господь. И у душ одни и те же заболевания. И методы уврачевания давно расписаны. Даны сверху. Есть закон человеческий – он меняется. Потому что государство меняется. Вот сейчас у нас два пола, а скоро, может, скажут, что пять полов на Земле. А у нас есть закон Божий. Мы по нему живем, и никогда не примем этого. И в этом наше счастье. И достоинство.
- Как вы относитесь к тому, что во время Рождественского поста православные христиане отмечают Новый год с большим количеством вина и мяса, тем самым совершая грех?
- Неумеренность во всем вредна. Я не сторонник крайнего консерватизма, когда будто бы ходит христианин и ворчит: какой плохой праздник Новый год, потому что он светский и потому что в Рождественский пост. Новый год - это точка отсчета. Как у человека день рождения. Он имеет право праздновать его в пост? Конечно, имеет. Но праздновать можно по-разному. Помните, что говорил Иван Карамазов: «Широка душа русского человека. Я бы сузил». К русским людям, выехавшим за границу, это выражение идеально подходит. Сужать надо. Наутро все жалеют, что вечером слишком разошлись. Мера должна быть везде. Новый год? Не ешьте мяса. Вот будет Успенский пост, можно наготовить блюда из кабачков, баклажанов, грибов, можно даже без рыбы сделать такой стол, что все удивятся, как это вкусно. К тому же мясо сейчас - сами знаете, какое. В нем допустимое количество антибиотиков – и это лаборанты, врачи говорят – превышается в сто раз. Представляете: съел, а потом заболел гриппом. И никакой антибиотик тебе уже не поможет. Т.е. когда все в меру – замечательно и для души, и для тела.
- Как вы относитесь к коммунистам? Может ли, по-вашему, коммунист быть христианином?
- Давайте посмотрим не нашу страну, а чуть шире. Я знаю в Италии христиан-коммунистов. Для итальянцев вообще коммунист-безбожник это нонсенс. На какой почве выросли Маркс и Энгельс? Они же из христианской Европы. Значит, многие вещи они просто скопировали. К примеру, все помнят со школы выражение «кто не работает, тот не ест». Долгое время мы считали, что это сказал Ленин. Отнюдь. Задолго до Ленина это сказал апостол Павел. Это слова Священного Писания.
Поэтому важно, с каким чувством человек живет. Если он вынашивает ненависть, если мыслит по-другому, значит, его надо убить? Иоанн Златоуст пишет: «Ничего общего у нас нет только с дьяволом». А с другими людьми у нас много общего. Мы люди, у нас одно тело, одни мысли, одна еда…
- 13 июня 1998 г. - возвращение святынь – вериг и власяницы прп. Лонгина. В эти дни проходит традиционный крестный ход в честь небесных покровителей города, и Владыка Тихон всегда принимал участие в этих торжествах. Продолжите ли вы эту традицию? Как вы полагаете сохранять память Владыки Тихона?
- Настоятель собора, духовник епархии отец Владимир Кузив, другие священнослужители говорят: «Владыка, мы не выдерживаем вашего темпа служения». Я очень много служу. Я человек монастырский. Вместе с тем я вхожу в курс дела, здесь много задач. Слава Богу, идет строительство Собора. Ремонты идут. И не всегда бывает возможность куда-то доехать. Бывает, даже заболеешь. Не получилось доехать в этом году – в следующем доедем.
О сохранении памяти. Когда мы делали памятник владыке Тихону, я много сил и времени посвятил выбору проекта. Был на кладбищах, в разных организациях. Мы набрали огромное количество вариантов, чтобы сделать достойный памятник, провели множество консультаций. И вот когда мы все это воплотили, слава Богу, и приехали друзья Владыки – владыка Александр, владыка Иоанн, митрополит Белгородский, его родители, братья, им очень все понравилось. Годовщину мы провели в новом Соборе. Была замечательная служба, а когда шли с кладбища, владыка Александр попросил прислать ему чертежи и проект нашего памятника. Так он ему понравился. Это, наверное, самая большая радость, которую я услышал из уст владыки Александра.
В этом году мы готовим фотовыставку, посвященную владыке Тихону. Ищем средства, чтобы сделать фильм о нем. А самая большая память – конечно, молитвенная. В Церкви ничего нет больше ее. А памятник, выставка, фильм – они только в помощь молитве.
- Уважаемый Владыка, когда же Котласская и Вельская епархия обретет своего Епископа? Неужели нет достойных, или же им негде разместиться?
- Это, скорее, вопрос к Священному Синоду и Патриарху. Святейший выбирает кандидатуру, Синод утверждает. Это их право. Я могу со своей стороны только кого-то порекомендовать. Есть хорошая английская пословица, которую нужно чаще вспоминать, и нам тогда будет легче жить: хочешь рассмешить Бога, скажи ему о своих планах. Поэтому здесь нужно молиться и ждать.
- Такое допустимо, чтобы у вас кто-то сказал: «я хочу в Вельскую епархию»?
- У нас не должно быть своеволия. В Церкви человек сверяет свою волю с волей Божьей. Есть каноны, заповеди, и мы по ним ориентируемся. Помимо этого, мы должны испросить благословения, совета. Как больной приходит к врачу – «а я вот эти таблетки решил попить». А врач говорит: «подождите, они вам совсем не подходят!» А если серьезный случай, бывает еще и консилиум… Так и у нас. Нужно к одному священнику сходить, к другому…
- Экс-руководитель пресс-службы патриарха Владимир Вигилянский в новой книге «Что это было?» называет неприятеля, развязавшего, по его мнению, информационную войну против церкви: «Главная опора антицерковных сил - это специфический сектор пользователей социальных сетей, который совпал с теми, кто выходит сегодня на протестные митинги». В черный список попали и СМИ. Вы тоже считаете, что против церкви кто-то специально воюет?
- Против Церкви всегда воевали. Все это знают. И СМИ это знают. И вы это знаете. Кто воюет? Дьявол. Он воюет против людей. А Церковь – это внутренний стержень в сердце каждого человека. Наша вера. Чтобы народ перестал быть народом, нужно этот стержень выдернуть. Не раз уже ставилась задача Церковь уничтожить. Помните, наше советское государство… Когда один из наших «замечательных» руководителей по фамилии Хрущев заявил, что в 1980-м году он покажет последнего попа по телевизору? Но в 80-м году уже и Хрущева не было. А попы живут. И будут жить. И Церковь всегда будет жить. Врата адовы не одолеют ее. Это слова самого Господа.
- Какова роль Церкви в школах? Что страшит Церковь в современном образовании? Может ли Православная Церковь помогать школам материально?
- Конечно, государственным школам Церковь материально не может помогать, только негосударственным. Что страшит в образовании? Отрыв от своих корней. Если нет духовно-нравственной основы, как может что-то вырасти само по себе? Даже дерево мы вовремя обрезаем, поливаем, удобряем… Главное в человеке, в ребенке – это не сумма знаний. Образование - от слова «образ». Кто будет образцом для маленького человека? Какие мы даем образцы для подражания? То есть должна быть единая система: вот наши образцы. Мы по ним равняемся. Что 10 лет назад говорили, то и сейчас должны говорить. Тогда и не будет пяти полов, не будет педофилии… Если родители обращают внимание на образ, это замечательно, если на сумму знаний, - вырастет рождественский гусь.
Я встречал многих людей, которые с горестью говорили: «Владыка, что делать? Мы самое дорогое отдали детям… Заработали в 90-е большие деньги, - жизнь удалась. Определили детей в лучшие школы, наняли им лучших преподавателей, за границу отправили… Теперь говорим с ними на разных языках… Они нас не понимают. Они живут своей жизнью». Я на это отвечаю: на самом деле вы обделили детей самым главным. Вы не посеяли в них зерно Божье. Не научили их главному закону этого мира.
Спрашиваю: вы объясняли ребенку, что такое пятая заповедь? Говорят, мы и сами не знаем. А она звучит очень просто и красиво: «почитай отца и матерь твою. И тебе будет благо». То есть ребенку будет хорошо вашему, он будет долголетен на Земле. Понимаете? Даже долголетие на Земле зависит от наших отношений с родителями. А вы какие-то другие установки давали детям в жизни. И теперь уже не можете их переменить.
- Как же быть? Ко многим ведь только с возрастом приходят эти истины. Я тоже сейчас порой думаю: может, пойти в храм, помолиться? Но останавливает мысль, что я ведь Церкви еще не дала ничего… Как я могу что-то просить у Бога?
- Это искушение, понимаете? Бог требует от нас самой большой жертвы. Допустим, работает человек в бизнесе, успешен. А к жене с годами возник холодок в сердце. Думает: она – мать моих детей, не надо бы обижать ее… И он ей – курорты, салоны, шубы. Он все для нее делает. Но жена видит холодность мужа. И просит: «Мне ничего этого не нужно. Мне ты нужен». А он: «Ты требуешь от меня самого дорогого».
Так и Бог требует от нас самого дорогого. В Священном Писании мы читаем: «Сыне, дай мне свое сердце». Сердце отдать – это дороже, чем деньги. Чем труды даже. Можно трудиться на благо Церкви с холодным сердцем. «На тебе миллион» – оставить в церкви и пойти жить своей жизнью. Этого мало для Бога. Нужно, чтобы мы как можно чаще думали о нем. Что такое любить другого человека? Значит, думать о нем. Также мы должны себя заставлять любить Бога.
- Заставлять? Когда мы любим человека другого, мы себя не заставляем…
- Помните сказку «Аленький цветочек». Современным людям она непонятна. «Эта сумасшедшая девочка – у нее крышу, видно, снесло, голову потеряла, бедненькая…» Она полюбила-то кого? Чудище страшное. Еще и заплакала, и обняла, увидев его при смерти. Но она ведь не сразу его полюбила. Она, когда увидела его доброту, полюбила. Также и мы: настраиваемся, начинаем думать: Господи, ты нам дал этот мир, ты нас в этот мир послал, ты дал нам это тело, эти таланты, ты помог устроить семью. Господи, я каждый день просыпаюсь, я – живой! А ведь кто-то уже умер. Господи, я благодарю тебя за это.
Нужно понимать, что все это – не просто вот так, халява… Вот, скажут: магазин – как шведский стол. Заходите, берите что надо. И тоже нужно понимать: все это кто-то сделал. Для вас. Самое страшное – неблагодарность. «Так и должно быть в жизни». Подождите: так не должно. Это для тебя устроили все. Чтобы ты жил на этой Земле. Чтобы здесь еще и удовольствия получал. И когда мы начинаем думать, какой Бог хороший, как он нас любит, как ради нас на крест пошел, наша совесть нас начинает обличать. И тогда мы начинаем его любить.
- Протоиерей, профессор С-П духовной академии Георгий Митрофанов написал: «Церкви необходимо в своей деятельности опираться лишь на свою верную паству. Ну а тревожиться от того, в СМИ возник поток критических публикаций, не приходится – нас ожидают куда более серьезные испытания». Протоиерей связывает их с тем, что «Россия – одна из самых дехристианизированных стран мира. Ее поверхностного прицерковления недостаточно, и сегодня наша церковь, увы, остается церковью меньшинства». Но если церкви нужны новые и убежденные верующие, может, стоит как-то иначе вести себя с ними?
- Я всегда привожу такой пример: после 1917 года советское государство поставило перед собой великие задачи. И, в основном, их выполняло. И даже хорошо выполняло. И вот одной из задач было уничтожение Церкви. Полностью. И они поразили Церковь. Я с чем это могу сравнить? Вот заказали человека, а киллер промахнулся. Попал не в сердце, а в легкое. Пролежав долгое время, человек вышел из реанимации. А ему говорят: не так сидишь, не так говоришь, не так ешь… Но ему нужно время, чтобы прийти в себя. Так и здесь.
Церковь (а это каждый крещеный человек) вышла из реанимации. Но степень воцерковления действительно слишком слабая. И пастыри еще бывают слабые. В 90-е приходилось рукополагать в священнослужители не закончивших семинарии и академии. Нужда была такая. Помните страшный 1941-й, когда напрочь выбили весь командный состав. Как рассказывал один фронтовик, «пацанов после школы на три месяца отправили в училища. Гоняли там нас фронтовики – это ужас какой-то! Но через три месяца мучений нам лейтенантов дали. Конечно, мнилось: «да мы сейчас этого немца! Танков не боимся, знаем, как гранаты кидать…» А командир - раненный, инвалид – построил нас и обматерил. «Знаете, - сказал, - что вас ждет впереди? Три ситуации: вы выживите, вас убьют или вы станете калеками. Вы еще не офицеры. Вы только форму надели. Вы там должны стать офицерами».
У нас тоже многие надели форму священников, но до конца не пропитались этим духом. Но процесс воцерковления идет обоюдно. Я на Сахалине понял: рукоположишь священника, он – новичок, а у паствы уже десятилетний опыт… И батюшка должен быть очень добрым, общительным, контактным. Вот можем ли мы говорить, что у нас плохая медицина, если на такое-то количество населения, должно быть, допустим, 20 врачей, а есть один. Пусть у него и семь пядей во лбу. Так же катастрофически у нас не хватает священнослужителей. У нас их меньше, чем у мусульман, у иудеев – в процентном соотношении, на число верующих.
Не хватает того, что происходит сейчас у нас с вами: сидим, разговариваем. А для любого нормального человека это бывает невозможно. Просто у священнослужителей не хватает сил, времени. Моя сестра, врач в Новосибирске, рассказывает: когда эпидемия гриппа приходит, ты уже не слышишь больного. Тычешь фонендоскопом, и хорошо, если интуиция помогает. Потому что сам ты не в силах… А каждый больной хочет как можно больше внимания. С ним поговорить надо… К сожалению, так и у нас. Да, мы стараемся находить методы какие-то новые, возможности новые. А на самом деле нужно просто больше священнослужителей. И больше диалога. В общении все становится ясно.
- Вам платят зарплату?
- Мы живем на самообеспечении. Я зарплату не получаю – у меня традиция. Я не беру, я сюда приношу деньги. Пожертвования. Зайдите в Кафедральный собор, в храмы… Когда я пришел в январе, тяжело здесь было: в Соборе не могли приобрести ни одного облачения, утварь требовалось менять, ремонты делать, а средств не было вообще Очень сложная ситуация. Подключились, помогли батюшке, чтобы в храме было достойно и красиво. И священнослужители зимой получали совсем еле-еле.
- Еле-еле – это сколько?
- Священнослужители делятся на три категории, как шутил мой знакомый: есть новые русские, есть средние, а есть вообще за чертой бедности. Все зависит от того, какова паства. Вот послали батюшку в деревню, и он еле-еле служит, не может концы с концами свести. Думает, как там выжить. А другой в том же районе нашел бизнесмена какого-то. Приехал тот, посмотрел. «Давай, - говорит, - помогу двери поменять». Батюшка узнал, сколько стоят двери и окна, заказал. Через пару месяцев бизнесмен привозит двери и окна. По другой цене, лучше гораздо. «Ты чего окна трюх-терю-рюх заказал? Зачем такие-то в храм?»
- Да я думал, вы и такие не оплатите…
Дальше – больше. Стал и сам бизнесмен на службы приходить, детей приводить. Личный контакт получился. Он и машину новую батюшке купил, и с домиком помог.
Разные ситуации. Городские храмы более богатые. Там больше населения, и больше благотворителей. Бывает не сам храм богатый, а возможности прихожан. Если прихожане любят священнослужителя, они ему всегда что-то купят. Я ж говорю: священник – это врач. К одному врачу все идут и все несут…
- У вас нет ощущения, что из-за этого есть напряженность в обществе? Люди видят такое расслоение…
- Конечно же, это есть. Я когда приехал, сказал своим священнослужителям: батюшки, я понимаю, хорошие люди некоторым из вас дарят от всего сердца дорогие вещи. Но нужно иметь меру. Нельзя ездить на слишком дорогих машинах. Даже если они подарены. Пускай подарят что-то другое. Объясните дарителю: «Не по моему сану. Это неправильно. Это соблазн». Понятно, что священнослужитель в здешних деревнях должен ездить на полноприводной машине. Но джипы бывают разные. Есть бэушные. …Плохо, когда идет соблазн.
- Уважаемый владыка, расскажите, пожалуйста, как человек становится священником? Где и сколько надо учиться, как поступить в учебное заведение? Кто определяет, куда ехать служить, и возможен ли отказ. Какова зарплата священнослужителя (если не бестактный вопрос), когда выходят на пенсию и кто платит пенсию?
- У нас нет стандартных ситуаций. У каждого cвоя особенность прихода к Богу в плане священнослужения. Я, к примеру, как стал монахом? Полтора года отслужил в войсках специального назначения, пришел в отпуск и встретился с одним священнослужителем. Увидел такого необычного человека! Он сказал: «Придешь с армии, и твоя жизнь изменится». А я из верующей семьи, до этого был в храме только на исповеди. Времени просто попить чаю и поговорить не было. А тут была возможность с ним долго беседовать. И настолько меня все это заинтересовало! Последние полгода все думал: что же такое у меня в жизни может измениться? Пришел после армии и - к нему. А он: «Иди в семинарию».
- Туда надо какие-то экзамены сдавать?
- Мы сдавали очень простые – на то, что ты действительно серьезный человек, что изучаешь молитвы… Я сомневался, что получится. Как учили в армии, прорабатывал самый плохой вариант. Вот наступаем – засада. Всех убивают. Ты – подранок. Что делать: кричать, скулить, стреляться? Нельзя – ни первое, ни второе, ни третье. Нужно притаиться, взять «лимоночку» и ждать. Какого-то врага Бог пошлет. И с ним будет веселей уходить из жизни...
И вдруг я поступил. Моя жизнь действительно перевернулась. Как жила страна в то время? 1981-й год. Простой смертный не мог познакомиться с тем наследием, которое Россия имела до 1917 года. В лучшем случае – Ленинская библиотека, и то если тебя туда пустят. А в семинарии - «шведский стол» для голодного человека. Книги не только церковные… Там же были, например, дореволюционные светские журналы. В свое время считалось, что простому народу читать их нельзя, а попам, «опиумом зараженным», им уже все равно… И вот все это лежало как макулатура. Журналы по землеустроительству, кулинарии - даже их не давали читать народу, потому что там все равно хоть как-то о Боге говорили: «Ну, с Богом», «если Бог благословил» – всего лишь в таких выражениях. Даже Пушкин, Лермонтов… Казалось бы, ну что у них-то крамольного? «Молитва».
В минуту жизни трудную теснится в сердце грусть.
Одну молитву чудную твержу я наизусть.
Есть сила благодатная в созвучьи слов живых.
И дышит непонятная святая сила в них.
С души как бремя скатится, сомненье далеко.
И верится, и плачется, и так легко-легко…
Или - Державин, ода Богу. Для меня это было откровением: оказывается, эти люди были верующими! А почему же нам их выставляли так однобоко? В семинарии мы погрузились в это во все. Нам прочее было не интересно. Мы портили свое зрение. Мы стали библиотечными крысами. Читали сутками, тем более что нам говорили: «Что вы тут прочитаете, то и будет». Ксероксов не было, переписывали от руки какие-то высказывания. Казалось: Господи, я весь мир теперь переверну! Всем буду рассказывать, что сам тут узнал – мы так наивно думали. Оказалось потом, людям бывает это не интересно.
И вдруг незаметно семинария закончилась. Я не хотел никуда уходить! Я хотел быть в этой среде, хотел читать! Поступил в Московскую духовную академию. Учусь. Дальше смотрю: какие монахи хорошие, может, мне в монахи пойти? А, может, мне просто жениться? Вот так сидим на курсе гадаем: жениться или в монахи? И подходит ко мне староста курса: «Пойдем, напишем прошение, чтоб нас взяли в монастырь». Говорю: а чего это ты ко мне подошел?
- Ну, вдвоем веселей.
- Но почему со мной-то, я для себя еще ничего не решил.
- Как не решил, я слышал, ты говорил кому-то, что надо идти писать прошение…
Смотрю: он трезвый, нормальный, глаза искренние. Но я такого не говорил. Значит, Ангел ему это открыл. Как-то положил на сердце. Мы написали прошение. Так я пришел в монастырь. Слава Богу, ни разу не пожалел. Это мой путь. Когда меня спрашивают, а почему вы все-таки не женились, я говорю: наверное, я не смог свое сердце отдать одной женщине. Конечно, и девушки были, и дружба была, и любовь. Каждого человека ведет Господь. Я окунулся в учебу, и все отошло на второй план. Все притупляется, когда человек занят и увлечен. Года минули, страсти улеглись.
- Вы хотите сказать, что вам нравились многие?
- Дело в другом. Я считаю, чтобы быть женатым человеком, нужно полностью отдать свое сердце другому человеку, а я хотел сердце Богу отдать. Я не мог его разделить. Кто-то находит между этим компромисс, и это можно. У нас много путей. А я для себя выбрал этот.

Вопросы задавали: Елена Малышева, Шоляков Юрий, GenNic, Samba, ЕФИМ, KOT, Essence, Вайзер, Петропавлов-Камчатский, ВДВ, OneTime Вувузела, Механик, себастьян перейро, Н.Сухопарова

Статус пресс-конференции

Обсуждение результатов

Комментарии

18:57 - 18 сентября

Вопросы заданы практически все, просто некоторые в более мягкой форме. Вообще использовать модератора, чтобы он передал от некого ника персональный х** интервьюируемому, мы не договаривались.

19:21 - 18 сентября

Всероссийский интернет-опрос портала Работа@Mail.Ru показал, что 43% опрошенных россиян считают священников людьми хорошо зарабатывающими. Более того, 23% респондентов уверены, что быть священником очень прибыльно. Примерно четверть опрошенных предполагает, что священники зарабатывают намного больше, чем простые граждане в среднем по стране. При этом каждый пятый (19%) опрошенный считает, что доходы священников неоправданно высокие. В целом, 37% участников опроса уверены, что священник в России – это самая настоящая профессия.

Однако, несмотря на то, что профессия священника кажется привлекательной с материальной точки зрения, большинство опрошенных (48%) отмечают, что доверие к представителям данной профессии в связи с последними событиями постепенно падает.
6% респондентов отметили, что сами с удовольствием бросили бы свою работу и устроились священниками, а 5% хотели бы, чтобы это ремесло выбрали их дети. При этом 62% опрошенных россиян считают, что быть священником – это тяжелый труд.
По словам респондентов, чтобы быть священником, необходимо обладать следующими качествами: любить людей и уметь с ними работать (87%), быть коммуникабельным (44%), стрессоустойчивым (43%) и обладать высоким интеллектом (37%). Треть опрошенных видит священника профессионально грамотным, 22% – гибким, 14% – инициативным, 13% – грамотным управленцем, а 12% – «креативщиком».

Источник

00:33 - 19 сентября

У древних иудеев, священником мог стать человек, только по достижении сорока лет.
В этом есть определенный смысл. Неплохо было бы взять на вооружение и православным!
А, то, дядьке 27, а он уже епископ! Странненько, если не сказать больше!

00:42 - 19 сентября

Ну, так...Песнь торжествующей любви, с налетом автобиографичности..
Достаточно ожидаемо, для такого продолжительного ожидания!
Продукт с просрочечкой! Нет уже того энтузиазма, нет той свежести 🌷

00:49 - 19 сентября

Вот Вы тоже думаете, что вокруг Вас вращается? Не нанимался Владыка на наше зубоскальство отвечать, причем по первому требованию...

01:08 - 19 сентября

Зубоскальство?! Не-не..Не туда! Не путайте меня! Для чего эти тени над плетенью?!
Конференции - это Ваши песни, от начала до конца. Вы предложили - мы поддержали!
Если честно, - ну, ничего же нового!
Настаиваю: самая удачная конференция с Кудряшовой!

08:45 - 19 сентября

А православие и христианство когда-то было не одним и тем же, это сейчас православие - часть различных конфессий христианства и отличается оно новым заветом, но все-таки, в далеком прошлом, сначала было провославие. Много было разного, не было икон, молились только Богу, не было праздников, существующих сейчас в православии. Может и церковь лучше было назвать РХЦ? 🤩

09:28 - 19 сентября

да нет, собственно. Просто на злобу дня. Про последние события вокруг РПЦ и мнение на это.
А в ответ - тишина...
Воды налили...

09:40 - 19 сентября

Кудряшова предельно четко и лаконично ответила на поставленные вопросы, выдержав формат конференции. Ничего лишнего и ничего личного.
Еще раз повторюсь: ответила на вопросы! Про все остальное - отдельная песня! Тем более, что каждый слышит по-своему.

09:46 - 19 сентября

Водицы много...Даже слишком..
Немножко неприятно, что с тобой разговаривают, как с потеряшкой, но, это такой стиль убеждения.. Жанр проповеди, укоренившейся в подсознании.

10:01 - 19 сентября

Вот вот назовите.И патриархом себя назначте такого умку.

10:28 - 19 сентября

Вот интересное умозаключение!? А вокруг кого простите? вокруг "Владыки", или еще какие "звания" придумают себе? Вы, действительно, предложили учавствовать в прессконференциях участников портала, задаешь вопросы, ждешь, снова ждешь, устали ждать, а тут..."Статус Обсуждение результатовКонференция состоялась30.04.2012", в эфир дали 18.09.2012, каким надо быть бизнесменом, и настолько занятым, что бы снизойти- "Каждый день расписан так плотно, что встреча с журналистом, начавшаяся только в десятом часу вечера, обошлась без церемоний, мы сразу приступили к вопросам пользователей сайта". Пользователи задавали вопросы, ожидали, и вокруг них и вращалось, т.к. вопросы ждали ответа, а его не было полгода! Покорнейше прошу извинить меня, Геннадий Николаевич, но- Вы не правы!, хотя я не принимал участия в данной конференции, ответы можно было догадаться какими будут, ничего нового я не почерпнул...

11:43 - 19 сентября

Умка не умка, а истории объединения православной веры и христианства мы с вами не знаем.

12:03 - 19 сентября

А что нового-то хотели почерпнуть? Узнать, что земной шар держат три кита? Характерная особенность коряжемского менталитета, которой не устают удивляться социологи, - здесь знают все.

12:09 - 19 сентября

Если честно мне даже не интересно. 😴

12:35 - 19 сентября

Это такой характерный стёб, характерный, Коряжемский? или что то, где то я ошибся и ВЫ меня поправляете?
Неудачно типа пошутить хотите- про китов? или поговорить хотите о представлении Земли до научных исследований?
Про каких именно "социологов" ВЫ говорите, которые почему то удивлены?
Теперь про "новое"... - именно из таких статей почерпываю новое, для себя- имхо, за других не говорю.
Странно - что Вы и ГенНик, так в защиту кинулись, как будто у Папы Римского интервью взяли, не забывайте, что пользователи данного портала- это лакмусовая бумажка статей, выходящих под именем ТК, или опять укажите на мои грешные ошибки....

P.S. Теперь про веру - Скажите НГ- где был БОГ?, когда у Раи Вагиной случилась болезнь с сыном? за что ей достается? ей мало было в жизни беды? а сейчас что? пустота....

12:59 - 19 сентября

Закройтесь в кабинете и поспите, ночь у вас короткая. Многоликая 😁 месть вас не к лицу.

13:03 - 19 сентября

У Раи Вагиной - сынишка, слава Богу, здоров! Вы, наверное, перепутали.
Я ведь такая же "лакмусовая бумажка", как и Вы, сумнящийся человек, знающий далеко не много, и мне лично было интересно читать Владыку. Да, там нет каких-то новых сенсационных фактов, но мне интересен его взгляд на вещи. Как, впрочем, и Ваш.

13:10 - 19 сентября

Библия, на каком только не была!
Библия, кстати, это чисто византийская тема, у евреев Библии, как таковой, и нет вовсе!

13:14 - 19 сентября

Если, конкретно обо мне, то я не претендовал на то, чтобы услышать апокалиптические откровения. Просто, интересно было послушать человека, умудренного жизненным и духовным опытом...
Но, даже на мой, простейший вопрос, ответили, на мой взгляд, неискренне. Мне это не то, чтобы неприятно, но впечатления определенные сложились.

13:28 - 19 сентября

Что касается вопроса: где был Бог... В 27 лет в ДТП на служебной думской машине попал мой друг - депутат Госдумы Алексей Чурилов. Очень перспективный политик. Когда мы поехали в Подюгу на годовщину смерти, долго с его мамой проговорили. Очень мудрая женщина (католичка, кстати). Она мне сказала:
-Я все монастыри объехала, вымаливая сыну жизнь. А когда он скончался, упрекнула монаха: вы же говорили. что Бог поможет...
Монах ответил:
-Бог помог. Вы ведь о себе думали, когда его молили. А представьте, каково было бы вашему сыну жить инвалидом-растением?
Вы, наверное, Сашу Малых имели в виду? Мне до боли жаль парня. И у меня более прагматичные в связи с этим вопросы: почему и как запустили опухоль? Где и кто просмотрел? Кто взял на себя ответственность отговорить несчастную мать от полета в Питер в институт, где все было готово и ждали?.. Почему так бездарно тратилось время? Почему полгода мать с проблемой билась одна? И сколько еще в нашем маленьком городке таких матерей?Поверьте, я каждый день помню о Саше и молю Бога о его выздоровлении. Я ведь тоже мать...
Боль в мире была и будет. И своей задачей, в том числе и жизненной, я вижу: научиться не проходить мимо чужой боли. Отличать истинную боль от мнимой... И в связи с этим мне очень важна точка зрения Владыки. И ответы-то у него достаточно искренние, между прочим. На мой взгляд.
Вопрос: за что? - не предусматривает ответа, мы его не получим ни у кого. С нас спросят по-другому: где вы были, когда ближнему было больно?

13:44 - 19 сентября

Я ничего об этом не слышала. Прошу прощения.

13:58 - 19 сентября

Ярослав -очень жизнерадостный, светлый ребенок

Без боли в сердце немогу говорить о таких вещах...

Когда информация проходит о больных детках, как о воспитанике пятой школы, я думаю о нашем государстве и о Всевышнем ( если, он все это допускает), - почему наше государство не может оказать помощь детям и каждый Новый год отключаем газ от Украины, строим на острове Русский дорогу в трилионы, которую на следующий день смывает ливнем, почему Всевышний смотрит на это без вмешательства?

14:05 - 19 сентября

Все, что касается человеческих страданий, неприятно и больно. Только, причины, у каждого, отдельно взятого следствия, слишком индивидуальны! Так запросто судить о том, чего не понимаем - глупость и кощунство!
А, искренность Владыки на конференции, какая-то, прагматически дозированная.

14:23 - 19 сентября

Не очень понял, можно поподробнее? Что такое "сначало было православие"? Почти любая (и не только христианская) религия назвыет себя православие/правоверием/истиной верой/и т.п. Христианская церковь была единой до Великого раскола (1054 год), когда окончательно оформилось разделение на Римско-католическую церковь на Западе (с центром в Риме) и Православную на Востоке (центр - Константинополь).

14:29 - 19 сентября

Братья Кирилл и Мефодий перевели Библию в IX веке на язык, понятный жителям древней Руси, изобретя по пути славянскую азбуку. Этот язык называют старославянским.

15:10 - 19 сентября

Узнала... Похоже. дело не в прививке.

15:32 - 19 сентября

А мне понравилось как Владыка ответил...
Вот только очень важный для меня вопрос про "Мастера и Маргариту" по чему-то не задали.

15:35 - 19 сентября

Он эту книгу не читал. Я бы на эту тему нашего с Вами общего друга, который с бородой и очках, поспрошала.

15:51 - 19 сентября

Вы уверены что не читал? Вот диакон Кураев целую книгу написал по этому роману.

18:53 - 19 сентября

Основными претензиями общества к церкви ,в последние годы совпавшие с предвыборной ситуацией,стали сращиванием её с антинародной властью и её повальной коммерциализацией. После того как власть в очередной раз выбрала сама себя вместе с системной оппозицией,люди повернули свои взоры к церкви ища у неё если не справедливости то хотя бы духовной поддержки, и ничего там не нашли.Отсюда и недовольство народа что в трудные времена церковь оказалась не с ним.А власть ещё и цинично использовала церковь для раскола начавшего консолидироваться общества. А что Владыка? Ну рассказал пару баек и притч.Он же предупредил что дисциплина у них армейская-тоже наверное вольнодумство не поощряется.Но только сдаётся мне что и в самой церкви существуют разные течения,может и там скоро раскол увидим. 🙁

20:09 - 19 сентября

Не увидим! Раскола не будет! нет объективных предпосылок.
В церкви, как нигде, сильна семейственность и клановость. Это очень заметно в среде белого духовенства. Священнослужителей не так много и за свой источник дохода они бьются до победы!

20:40 - 19 сентября

Я честно говоря плохо знаю.Что неужто современных святых бессеребрянников нет? Вот например на востоке после "арабской весны" с приходом к власти "братьев мусульман" "хамаса" и других исламских движении резко упала коррупционная составляющая в этих странах.

22:02 - 19 сентября

Кураев наиболее адекватный человек из современных церковных деятелей и уж безусловно самый популярный. (Если кто не знает, недавно версию Мамонтова со следом БАБ в деле пусек назвал бредом). Но и он что-то перегнул палку с "Мастером и Маргаритой". Наиболее авторитетный исследователь этого романа Чудакова. Засветилась много где, в интернете должна быть. 👩‍⚕️

23:08 - 19 сентября

Кусками буду соглашаться: про Кураева - слишком резко (что, со всеми остальными церковными деятелями переговорили?, чтобы про "безусловно" говорить). Работы Чудаковой неплохи, для своего времени, но она реально теперь сумасшедший человек, я с ней разговаривал года три назад - еле выжил.

23:25 - 19 сентября

Да, ладно.... 🌷

23:46 - 19 сентября

Святой Истинный Крест! 🌷

23:47 - 19 сентября

Кураев - самый адекватный?! Чем он Вас так зацепил?!

14:49 - 20 сентября

Разделение христианской церкви, это лишь раскол её из-за спора между папой римским и патриархом Константинополя. В этом то и суть, что все из одного мешка, а я о другом. Тема эта стала интересовать меня не так давно, поэтому я не силен в и пытался найти профи в этом вопросе. Ссылок на эту тему полно, вот первая, что под руку попала. http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=81
http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=81

20:38 - 20 сентября

Врут они все, ведические жрецы жили в Гиперборее на Кольском полуострове. А когда похолодало, ушли проповедовать в Индию. Теперь они индусы. 😁