Адаптированные программы: учёба без стрессов и полноценное развитие

1

Педагог-психолог Коряжемского детского дома-школы Людмила Гришко (на снимке) побывала на курсах повышения квалификации в городе Архангельске, специалисты обсуждали в том числе тему инклюзивного (обеспечивающего всем равные возможности для обучения) образования. Почему, в последнее время особенно, этому уделяют столь большое внимание? Вот что рассказала Людмила Гришко (на снимке)

– Людмила Геннадьевна, каково мнение психологов насчет инклюзивного образования?

– Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении (хотя они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях). Сейчас идет пропаганда инклюзивного образования, но многие психологи, работающие в школах Архангельской области (я тоже разделяю их мнение), считают, что не все учебные заведения готовы к нему. Детям с нарушением интеллектуальной сферы комфортнее в специальных учреждениях, если таковые есть в городе. Адаптированные программы помогают ребенку обучаться без стрессов и полноценно развивать свои способности.

– А каково мнение родителей?

– Многие родители стараются определить своих детей с ограниченными возможностями здоровья в обычную школу, нанося тем самым ребенку серьезный вред. Нужно всегда исходить из детских возможностей. Родителям, прежде чем принять решение, где обучаться их ребенку, нужно всё очень хорошо взвесить и поступить так, как будет лучше для него.

– Обозначьте одну из главных трудностей, с которой может встретиться ребенок, имеющий ограничения в здоровье, в общеобразовательной школе.

– Ему нужно повышенное внимание со стороны учителя, а это трудно сделать в большом классе. Не справляясь с программой, такие дети постоянно находятся в стрессовой ситуации, потом начинают чувствовать свою обособленность. В результате у них рождается комплекс неполноценности, повышается школьная и личностная тревожность, страдает учебная мотивация. Это в лучшем случае. А в худшем – к имеющимся проблемам добавится невроз, который может вылиться во что угодно, вплоть до психоза. Я это знаю, так как работаю с такими детьми. Из-за негативных переживаний их сложно перевести из эмоционально-волевой сферы в познавательную. В результате ребенок всё больше отстает в развитии, а наверстать потом очень трудно.

Когда ребенка переводят в коррекционную школу в старшем возрасте (например, в 12 лет, когда у него уже сформировался характер), это всегда болезненно. Трудно ему, трудно с ним работать: объяснять, что с ним происходит, почему он оказался здесь.

– Как психолог, объясните, пожалуйста, чем может помочь коррекционная школа?

– Здесь адаптированные образовательные программы – у детей появляется мотивация к обучению. Есть возможность давать ребенку специальную программу, постепенно усложняя ее. В результате он развивается своими темпами, постепенно берет барьеры и выходит на требуемый уровень: 9 класс.

Во время урока учитель меняет 6-7 видов деятельности, чтобы ребенок не устал, постоянно переключает его внимание... Замедленная программа и постоянное повторение пройденного материала значительно облегчают учебу. В коррекционной школе используются адаптированные учебники, очень много наглядного материала. Есть специальные предметы (лечебная физкультура, ритмика), предусматривающие общеукрепляющие и развивающие моменты; в начальном звене – занятия у логопеда и психолога.

И реально есть индивидуальный подход. Учитель может уделить ребенку достаточно внимания, а небольшой классный коллектив (есть классы по 3-4 человека) помогает легче формировать дружеские взаимоотношения, раскрыться, не потеряться.

В нашей школе работают 3 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, 2 социальных педагога. Все имеют большой стаж работы. Мы стремимся развивать спорт и творчество, которые делают жизнь в школе ярче и насыщеннее. У наших детей много достижений и побед.

...Я считаю, что эмоциональное благополучие ребенка – это самое главное. Уже давно наблюдаю за нашими детьми и вижу, как в маленьком коллективе они начинают «расцветать», проявлять себя, у них повышается самооценка, снижается тревожность. И родители очень довольны.

– Каким детям подходит обучение в коррекционных классах?

– Которые к школьному возрасту не знают элементарных математических понятий (много – мало, далеко – близко, длинный – короткий...), не могут рисовать простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник...); не выполняют простую инструкцию, не осуществляют «обратную связь» при общении; не могут заниматься больше 15 минут; имеют плохую слуховую память, слабо владеют навыками самообслуживания и самоорганизации...

Воспитывать ребёнка должны вы, а не телевизор или компьютер

Эти советы, которые дала по нашей просьбе педагог-психолог Коряжемского детского дома-школы Людмила Гришко, пригодятся всем родителям, в том числе воспитывающим детей с ограничениями в здоровье

• Занимайтесь с ребёнком дополнительно дома. Продолжительность занятий не должна превышать 20 минут. Соблюдайте смену деятельности: занятие – отдых.

• Не фиксируйте внимание на неудачах, старайтесь чаще подбадривать ребёнка, стимулировать его работу, поощрять за успехи, пусть даже незначительные.

• Важно найти для ребенка посильные домашние обязанности.

• Уделяйте внимание полноценному, разноплановому воспитанию и развитию его личности.

• Не навязывайте себя ребёнку. Если не знаете, как воздействовать, – остановитесь!

• Устраните из вашего общения с ребёнком те способы или формы взаимодействия, которые вызывают у него протест или негативную реакцию. Исключите свои отрицательные эмоции в общении с ребёнком. Не сравнивайте его с кем-либо, не ставьте никого в пример, а своё сравнение больше обращайте на успехах вчера и сегодня.

• Воспитывайте ребенка сами – не стоит доверять воспитание телевизору, компьютеру, сомнительной литературе и вредоносным играм. Интересуйтесь, что остается в памяти ребенка после прочитанной книги, просмотренного фильма (строго отбирайте передачи и фильмы для детского просмотра, смотрите их вместе с ребенком, объясняйте, приучайте его думать, анализировать). Обсуждайте с ним увиденное, услышанное, прочитанное. Формируйте правильное восприятие и отношение к фактам, событиям, персонажам.

• Наблюдайте, в какие игры играет ваш ребенок, какие роли выбирает, кого копирует, что рисует, какие выбирает цвета. Творите, выдумывайте и пробуйте вместе.

• И самое главное: любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть.

Источник

Комментарии