На проценты банкам в 2019-м город отдаст 29,4 миллиона

1

– Муниципальный долг снижается, остается на одном уровне или растет?

– Прежде всего необходимо отметить, что в Коряжме нет просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг, зарплате, перед поставщиками товаров, работ и услуг, по страховым взносам и налогам. Текущие расходные обязательства, которые возложены на органы местного самоуправления, выполняются своевременно и в полном объеме.

Муниципальный долг возник в результате кредита, взятого на оснащение новой городской больницы, погасить который пока у города нет возможности.

В 2016-м по сравнению с предыдущим годом долг не увеличился и составил 212,2 миллиона рублей. Однако в следующем году поднялся до 240,9 миллиона. Рост продолжился и в 2018-м – на 1 января 2019 года муниципальный долг равнялся 256 миллионам рублей.

За прошедшие месяцы текущего года, используя такие финансовые инструменты, как рефинансирование старых долговых обязательств, бюджетный кредит и остатки на счетах муниципальных учреждений, нам удалось снизить его до 218 миллионов. Но к концу года, скорей всего, долг снова увеличится, так как финансовые инструменты, с помощью которых мы его сократили, носят кратковременный характер.

– Какие трудности создает наличие крупного муниципального долга?

– На его обслуживание из бюджета города отвлекаются большие средства. Например, в прошлом году на уплату процентов по кредиту израсходовано почти 19 миллионов рублей, на 2019-й запланировано 29,4 миллиона. Эти средства могли бы быть направлены на более насущные нужды. Скажем, на ремонт улично-дорожной сети требуется 53 миллиона рублей. В связи с крайне напряженным бюджетом мы в текущем году на дороги выделили лишь 13,4 миллиона.

Если бы нам не нужно было обслуживать муниципальный долг, мы могли бы в большем объеме финансировать ремонт дорог. У нас были бы средства, например, на закупку автобусов для подвоза воспитанников детсадов и первоклашек на занятия в бассейн в рамках программы по плавательному всеобучу.

Если б не муниципальный долг, мы могли бы, не дожидаясь помощи области, профинансировать расходы на газификацию двух улиц в Заречье и частично строительство инфраструктуры на «Зеленом-1». Такие примеры можно множить.

– Следует вывод, что для местной власти погашение долга должно быть первоочередной задачей?

– К сожалению, пока это невозможно. Последние годы городской бюджет очень напряженный, дефицитный, денег с трудом хватает даже на выполнение текущих обязательств. Более того, сокращается доходная база.

Например, второе по численности работников учреждение в Коряжме – городская больница – сейчас проводит мероприятия по минимизации своих расходов. В частности, ее руководство не согласно с размером кадастровой стоимости земельных участков, которые занимает больничный городок, и через суд добилось ее переоценки. В результате кадастровая стоимость, скажем, одного из земельных участков снизилась со 116 до 5 миллионов, почти в 23 раза. Соответственно, уменьшился и земельный налог. А таких участков у них восемь. В итоге в текущем году местный бюджет может недосчитаться 9 миллионов рублей по земельному налогу.

Кроме того, закрылась воинская часть с хорошим уровнем зарплаты военнослужащих. И, следовательно, сократились поступления налога на доходы физических лиц.

На федеральном уровне принимаются решения, направленные на снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий граждан, вследствие чего возможно уменьшение налоговых отчислений в местный бюджет.

Например, пенсионеры освобождены от уплаты земельного налога с участка площадью шесть соток. С одной стороны, это хорошая мера, направленная на поддержку старшего поколения, с другой – снижаются доходы местного бюджета.

Значительно уменьшилась плата за негативное воздействие на окружающую среду. Это следствие принятого на федеральном уровне решения по радикальному снижению ставок платежа с перерасчетом за прошлые периоды.

С другой стороны, увеличивается расходная часть бюджета. В частности, в силу того, что повышаются тарифы на коммунальные услуги, что мы должны обеспечить повышение заработной платы работникам, в том числе муниципальных учреждений социальной сферы.

Конечно, значительная часть расходов (но далеко не в полном объеме) компенсируется через субсидии, выделяемые из областного бюджета на софинансирование вопросов местного значения.

Когда расходные обязательства увеличиваются, а доходы, наоборот, снижаются, неизбежно появляется дефицит бюджета, который вынуждены компенсировать кредитными заимствованиями в коммерческих банках. В этих условиях мы ставим задачу по снижению не самого муниципального долга, а расходов на его обслуживание. Хотя в прошлом году за счет сверхплановых поступлений НДФЛ (дважды повышался МРОТ) нам удалось снизить муниципальный долг с 276 до 256 миллионов рублей. Но главная наша забота, как финансового управления, – минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.

– Насколько успешно решается эта задача?

– Используем несколько инструментов. Во-первых, перекредитование. В прошлом году для этого была благоприятная ситуация. Ключевая ставка Центробанка снижалась начиная с конца 2016 года. В результате банки уменьшали процентные ставки по кредитам. Мы имели возможность досрочно перекредитовываться под более низкий процент. И таким образом сэкономили в 2018-м около 3,5 миллионов рублей.

Второй инструмент – бюджетный кредит по годовой ставке 0,1 процента. Но он выдается только в течение года на пополнение оборотных средств, то есть до 25 ноября текущего года муниципалитет должен его погасить.

Бюджетный кредит позволяет закрыть дорогие коммерческие кредиты. В качестве его муниципалитет получил в текущем году 38 миллионов рублей и погасил досрочно коммерческий кредит, в результате не платим по нему проценты. Это позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в прошлом году более чем на 2 миллиона.

Еще используем остатки на счетах бюджета. Заключаем соответствующее соглашение с Управлением федерального казначейства по АО и НАО, и оно переводит на счет местного бюджета денежные средства, которые не использовали муниципальные учреждения. В результате получаем возможность брать коммерческий кредит в меньшем размере.

Применяя эти инструменты, в прошлом году администрации города удалось сэкономить 7,5 миллионов рублей на расходах по обслуживанию муниципального долга.

В текущем году, скорей всего, не удастся получить экономию за счет перекредитования. Сейчас Центробанк, к сожалению, повышает ключевую ставку, следовательно – растет стоимость кредитов. Если в прошлом году мы кредитовались под 7,8 процента, то в минувшем феврале провели очередной аукцион и по его итогам вынуждены были заключить кредитные договоры под 9,8-9,9.

– Муниципальный долг продолжит расти?

– По прогнозу на 2019-2021 годы муниципальный долг будет контролируемо увеличиваться. Тем не менее, мы видим некоторые возможности для снижения задолженности за счет реализации муниципального имущества.

Например, в июне планируем выставить на торги единым лотом имущественный комплекс на Кирова,10 (бывшее здание поликлиники, земельный участок и гаражные боксы с отоплением) с первоначальной стоимостью 17 миллионов 709 тысяч рублей (с учетом НДС).

От воинской части остались несколько зданий и земельный участок. Сейчас ведется работа по передаче данного имущественного комплекса в муниципальную собственность. Как только это произойдет, его также можно будет продать. Есть еще ряд объектов, которые можно как сдавать в аренду, так и приватизировать. Вырученные средства – направить как на текущие расходы, так и на снижение муниципального долга, или на то и на другое в каких-то пропорциях.

Кроме того, определенный эффект может дать оптимизация муниципальных расходов на содержание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Такая работа уже проводится.

Беседовал Василий Дураков

Комментарии