Самое ценное в творчестве – это идеи. И я охотно делюсь ими с детьми

0

Мария Окрепилова родом из деревни Быково Вилегодского района. Судьбе было угодно, чтобы она продолжила дело отца – по его примеру стала мастером плетения и прорезной резьбы по бересте. Этой весной ее объединение «Северные мастера» при Доме детского творчества отметило 20-летие.

Творила, сколько фантазии хватало

В детстве ничто не указывало на таланты Марии. «Я в семье – средняя. Старшую сестру всегда ставили в пример: она с малых лет и шить, и вязать умеет, всякое рукоделие давалось ей легко. Младшая точными науками увлекалась – стала бухгалтером. А я любила рисовать. В сельской школе кружков не было, поэтому творила на бумаге сама, сколько фантазии хватало», – рассказывает Мария.

Перед тем как получить школьный аттестат, определилась с профессией – решила, что будет учить детей. Поступила в колледж на учителя начальных классов. Вспоминает: «Был в программе предмет общественный труд. Предложили освоить плетение из бересты. Я тогда больше всех возмущалась: зачем это надо? Не хотела категорически, но пришлось».

Когда окончила колледж, оказалось, что свободных вакансий в местных школах нет. И пришлось Марии стать педагогом в Доме детского творчества в Коряжме. Директор Александр Константинович Кладько пригласил выпускницу на собеседование. «Сказал буквально следующее: «Возьму на работу, если будешь вести кружок плетения из бересты…» У меня – шок от такого неожиданного «совпадения». Но я быстро пришла в себя и согласилась. А потом… помчалась в родительский дом», – с улыбкой вспоминает Мария.

Летом, рядом с отцом Александром Михайловичем Стениным и еще одним местным мастером Василием Петровичем Губкиным, она постигала азы народного промысла. Делала солонки, корзины, короба, плела лапти. И всё думала: «Как интересно распорядилась судьба! То, что не принимала с детства, оказалось нужным». Хочешь не хочешь, а пришлось понять и полюбить бересту по-настоящему.

Учит детей искать собственные решения

Мария открыла в ДДТ детскую студию «Северные мастера». В начале каждого учебного года ходила по школам, показывала изделия из бересты, приглашала детей на занятия. А потом слава о поделках стала настолько широкой, что ученики стали сами приходить к Марии Александровне. Ежегодно она ведет несколько групп, каждый сентябрь набирает новичков из первоклашек.

«Плетение из бересты, наверное, не так увлекательно и заманчиво, как компьютерные игры», – рассуждает педагог. Попробуй заставь современного ребёнка часами заниматься полоской бересты, чтобы она красиво легла в плетении. Со временем пришла идея переключить более опытных ребят на художественное направление – прорезную резьбу.

Начали с простого: закладки, браслеты, обереги. Потом перешли на шкатулки, пеналы, органайзеры. Дальше – больше. Дети сами предложили изготавливать предметы интерьера (абажуры для светильников, вазы, панно, рамы для зеркал) или гардероба (зонты, головные уборы, пояса). Словом, всё то, чем можно украсить дом, костюм, жизнь.

Мастер не ограничивает детей в творчестве. «Мы не очень строго следуем традициям. Даю ребятам возможность находить свои решения. Только подсказываю, как сделать лучше. Но в основе их работ – северные традиции».

Самая известная на Русском Севере шемогодская прорезная резьба по бересте оказала большое влияние на творчество и Марии Окрепиловой, и ее воспитанников. И всё же они выбрали свой путь. Растительный орнамент – завитушки и веточки – смотрится необычно, если фоном выбрать не фольгу, а свет. И сделать, например, абажур для лампы.

…Считается, что работа с берестой – мужское занятие, а у Марии Окрепиловой занимаются в основном девочки. «Правда, хотя бы один мальчик к нам приходит каждый год. И хорошо, если у него хватает терпения освоить первые уроки», – рассказывает педагог.

Запомнился один из мальчишек – долго не мог справиться с простой операцией, вырезать заготовку (ровную полоску бересты). «Не поверите: выскакивала из класса в коридор, чтобы поплакать. Потому что не знала, как помочь. Как научить?! Всё надеялась, сам поймет, что не по характеру ему это занятие».

Но юный подмастерье не сдался, всё резал и резал полоски, и спустя время стало получаться! Сейчас он студент архитектурного института.

«Папа не нарадуется, что я занимаюсь берестой»

В семье Окрепиловых хорошо знакомы с магией природного материала и стараются поддерживать с ним «дружбу». Каждую весну Мария едет с мужем в родную деревню Быково, чтобы отправиться на тракторе в лес на заготовку берестяных рулонов. Надо подготовить материал – качественный и чтобы хватило для работы всем юным мастерам.

«Папа не нарадуется, что я занимаюсь берестой. Продолжаю дело всей его жизни», – говорит Мария Окрепилова. В последние годы её отец увлекся плетением из корня сосны. Это древний промысел, который редко где на Русском Севере встретишь.

Гостеприимный и хлебосольный Александр Михайлович легко расстается со своими произведениями – дарит всем, кто умеет ценить рукотворную красоту. А потом опять идет в лес, чтобы заготовить подходящий сосновый корень для новых работ.

Всё, что делается, – не зря

Два года назад Мария побывала на международном форуме в Архангельске, где собирались мастера народных промыслов.

«Помню, как норвежцы восхищались нашими работами. Говорили, что самое ценное в таком деле – идеи, ими нельзя разбрасываться. Но мне для детей ничего не жалко». Мастер и педагог считает: если занятия помогают ребятам не только развиваться, но и находить место в жизни, то всё, что делается в студии, не зря.

Татьяна Иванова

Фото Ирины Бобрешовой