Учитель заинтересован, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в роли инженера

0 32
0 32

Школы успешно реализуют пилотный профориентационный проект, получивший поддержку Группы «Илим». Его цель – помочь старшеклассникам в выборе жизненного пути.

История вопроса
Осенью 2015 года в Коряжме состоялся круглый стол «Профессиональное образование: проблемы, задачи, перспективы». Он прошел при участии руководителей филиала Группы «Илим», представителей региональной
и муниципальной властей. Родилась идея организовать работу с учениками профильных старших классов
на принципиально новой основе: чтобы они могли лучше узнать производство.
Группа «Илим» через благотворительный фонд «Илим-Гарант» выделила школам, включенным в пилотный проект,
по 300 тысяч рублей на приобретение оборудования
для профильных классов в 2016 и 2017 годах.

Будущее за роботами?
Первоначально были выбраны три школы, где уже действовала система профилирования. Это школа №3 с химико-биологическими классами, №5, в которой кадеты сотрудничают со службой пожарной безопасности и ЧС комбината, и школа №6 с математическим уклоном, выбравшая новое, но близкое для нее инженерно-технологическое направление.
В этом году к проекту подключилась школа №2. Здесь ввели раннюю профилизацию по информационно-технологическому направлению. Учитель математики Елена Неронова практически каждый вечер ведет факультатив «Робототехника» для учеников 5-6 классов. «Дети учатся собирать базовую модель. Задание – робот должен двигаться по заданной траектории, используя датчики освещения и поворота», - поясняет Елена Александровна.
Желающих создавать программируемых роботов много, а наборов конструктора «Лего» всего три. Поэтому детей приходится делить на группы и приглашать в разные дни. Учитель заинтересован, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в роли инженера.
На данном этапе юными роботостроителями движут любопытство и энтузиазм. С точки зрения педагогики, во-первых, у ребят развивается мелкая моторика рук, во-вторых, повышается внимательность и, в-третьих, развивается логическое мышление, а без него ни в математике, ни в программировании - никуда.
У кого-то из ребят уже сегодня получается очень неплохо. Например, пятиклассница Эмма Кузнецова собирает робота за минуты и так же быстро умеет его программировать. Девочка призналась, что «очень хочет создать робота-слона, чтобы он мог поднимать груз». Но для этого нужен компьютер. Ребятам пообещали: к весне, когда они наберутся опыта, им доверят ПК, чтобы усовершенствовать машины.

Нацелились на МГУ
В 2016-м в рамках программы школа №3 закупила оборудование для класса химии. В этом году – для класса физики. В 2018-м запланировано серьезное усиление материальной базы класса биологии.
Как говорит учитель химии Татьяна Обернихина, самое полезное приобретение – интерактивная доска. С помощью нее хорошо преподавать теорию и готовить учеников к олимпиадам и экзаменам. «Теперь мы можем показать большинство химических экспериментов в формате 3D. В интернете можно открыть любой урок и вывести задания на доску. Это большое подспорье», - поясняет Татьяна Сергеевна.
Раньше в лаборатории был запас реактивов 1978 года. Понятно, что многого не хватало и порой приходилось кое-что докупать в аптеке. Сегодня благодаря поддержке фонда «Илим-Гарант» лаборатория класса химии располагает полным набором реактивов. Школьники могут проводить интересные лабораторные работы.
«В прошлом учебном году наши старшеклассники направили несколько работ на конкурс «Шаг в историю» в Северный государственный медицинский институт. Они, по сути, соревновались с первокурсниками, - рассказывает Татьяна Обернихина. - Многие получили сертификаты, часть работ опубликована в студенческом сборнике».
Татьяна Сергеевна отмечает: ее ученики завоевывают первые и призовые места на олимпиадах по химии. Выпускники прошлых лет поступили в престижные вузы. Например, Юлия Широкова учится на биофаке в МГУ. Вот что она написала, поступив на первый курс: «Школьные знания по биологии очень пригодились. А вот химии не так много, скорее, больше физики или физхимии. На биологических предметах очень не хватает опыта вскрытий червей, моллюсков и т.п. Если это организовать на школьных уроках, было бы шикарно. Потому что в МГУ тебя не спрашивают, умеешь ты или нет. Ты просто должен это делать».
Как сообщила Татьяна Обернихина, ученики 11 профильного класса изъявили желание участвовать в олимпиаде по химии, которую организует МГУ. Учитель считает, что для этого нет никаких препятствий.

Всегда будут в цене
Шестая школа закупила для организации дистанционных уроков видеокомплекс и оборудовала компьютерный класс. Проводится факультатив по робототехнике. Он собирает тех, кто любит программирование. Здесь занимаются старшеклассники, поэтому и задачки не самые простые.
«Цель факультативной программы – научить ребят с помощью компьютерных программ создавать проекты движущихся механизмов. А обучающая цель у нас одна: воспитать будущих инженеров», - говорит учитель информатики школы №6 Галина Смирнова.
Сегодня бизнес высоко ценит системщиков – универсальных специалистов, владеющих не столько технологиями, сколько современными инструментами управления процессами. Поэтому математики, аналитики, программисты всегда будут в цене на больших промышленных предприятиях.
А пока будущие специалисты оттачивают свое мастерство на школьных роботах и в компьютерных программах, размышляя, кем стать после школы.

Татьяна Иванова
Фото автора