Мастер обращался к школьникам не иначе как «будущие коллеги»

0 40
0 40

В этом учебном году получил продолжение проект «Дорога в жизнь». Учащиеся профильных классов школ города знакомятся с главным предприятием Коряжмы – ЦБК, профессиями и специальностями целлюлозно-бумажной промышленности и технологической цепочкой производства бумаги и картона.

В проекте участвуют пять школ города: №3, 5, 6 и новички – школы №2 и 7. Для учащихся профильных классов экскурсии на комбинат – это не только знакомство с предприятием. У многих здесь работают родители, которые, конечно, рассказывают детям о своей работе. Но ведь интересно увидеть всё самим!

Технологическая цепочка производства бумаги начинается на лесной делянке, и поэтому первый модуль проекта «Дорога в жизнь» познакомил школьников с заготовкой древесины. К большому сожалению учащихся профильных классов, побывать на делянке, где заготавливают лес для последующей поставки на производство, не получилось. Но кураторы проекта всё же предоставили школьникам возможность почувствовать себя в роли оператора харвестера.

Занятие проходило в учебном центре лесного филиала. Под руководством ведущего специалиста по подготовке машинистов лесозаготовительной техники Николая Головина ребята действительно заготавливали древесину, правда, виртуальную. Как в компьютерных играх, они всего лишь джойстиком управляли на тренажере (точная копия кабины харвестера) лесозаготовкой.

На современной технике весь процесс автоматизирован. Оператор лишь задает параметры дерева: сосна, береза, а все дальнейшие расчеты машина делает сама и выдает результаты на мониторе. С приходом в лесные делянки современной лесозаготовительной техники только харвестер позволил заменить до 80 человек с пилами. В паре с форвардером он может заготавливать более 500 кубометров древесины в смену. Ручной труд остался в прошлом. Школьников всё это впечатлило. Не только мальчишки, но и девочки садились на тренажер и с большим интересом приступали к заготовке древесины.

На занятии ученики попробовали управлять многооперационной машиной, познакомились с документами, которые регламентируют лесозаготовку, узнали о лесовосстановительных работах, которые проводит Группа «Илим». После виртуальной экскурсии на делянку школьники как орешки щелкали задачи, где необходимо было рассчитать объем бревна, хлыста, штабеля, когда известны их длина и диаметр.

После заготовки древесину необходимо доставить на комбинат. Многие из ребят считали, что наиболее рациональный способ – по реке, но оказалось, это далеко не самый выгодный и не так часто используемый на нашем предприятии способ. Причина – состояние рек и возможность использовать сплав по реке сезонно. Филиал Группы «Илим» доставляет по реке лишь три процента древесины. Порядка 80 процентов древесины поставляют на производство автотранспортом.

Как это происходит, учащиеся узнали в ходе второго модуля проекта, на экскурсии по древесно-биржевому производству. И, забегая вперед, скажу: с очередным звеном технологической цепочки - ПСБЦ и ПБ - ребята познакомятся в декабре.То, что на производственные площадки пришли современные технологии, ученики увидели сразу. Компьютерный пульт управления, видеонаблюдение - весь технологический процесс производства щепы можно наблюдать на мониторах.

На адрес электронной почты редакции пришло «сочинение» от десятиклассника школы №6, в котором рассказывается как раз об этой экскурсии. Думаем, вам будет любопытно его почитать.

А я скажу еще о том, на что не могла не обратить внимание. На ДПЦ-3, где школьники также побывали, сменный мастер участка рубки лиственной щепы Виталий Чекушкин обращался к ним не иначе как «будущие коллеги». То, что благодаря проекту «Дорога в жизнь» интерес к производству у ребят большой, - это точно. И, как знать, может быть, после школы они действительно выберут профессию, связанную с целлюлозно-бумажной промышленностью.

Нина Мошкова

Теперь знаю, что происходит с деревом, когда оно попадает на комбинат
10 ноября наш класс побывал на древесно-биржевом производстве. Это был второй визит на комбинат
по программе «Дорога в жизнь». Мы увидели, что происходит с деревом, когда его доставили на ЦБК.
Для начала с нами провели инструктаж по охране труда, выдали защитные каски, очки и сигнальные жилеты. По цвету касок мы в шутку сразу же разделились на две команды: на красных и белых.
…Территория комбината удивила и поразила своим масштабом. До производства щепы нас сопровождал специалист регионального кадрового центра Евгений Пеньевской. По дороге он рассказывал, что и где находится на ЦБК, - было очень интересно.
Наше внимание привлекли большие горы чего-то непонятного. Оказалось, это склад древесной щепы, которая ждет отправки в варочные котлы. Наш гид рассказал, что технологическая щепа состоит из небольших фракций. Внутри их происходят естественные процессы, которые потом помогают лучше сварить щепу. Мои друзья побежали к горкам, чтобы её потрогать. Интересное ощущение, когда берешь щепу в руки: она гибкая и теплая.
…Для нас была организована беседа с преподавателями техникума. Мы узнали, что происходит с деревом во время приготовления технологической щепы. Возникло много вопросов. И хотя нам ответили на все, в чем-то еще надо поразбираться, чтобы понять до конца.
Побывали на «Фотоскане», где оценивают древесину, и, надо сказать, весьма жестко. Очень интересный участок. Увидели сам процесс: когда через «Фотоскан» проходит автомобиль, на компьютере создается его 3D модель, где можно рассмотреть каждое бревно. У нашего классного руководителя вопросов было больше, чем у всего класса! А нас заинтересовало еще, сколько зарабатывают работники «Фотоскана», и из ответов поняли, что главное - преданность своей работе. После таких слов мы зауважали их еще больше.
В самом центре производства щепы, на пульте управления, нам рассказали про цех и его назначение. Больше всего поразило, что здесь работают, если не ошибаюсь, 13 человек. А мы-то думали, не меньше пятидесяти.
Потом нам выдали беруши, и с пульта управления мы спустились в цех. Экскурсовод что-то говорил, но лично я ничего не слышал. Просто смотрел, как в огромном барабане происходит отделение коры от дерева. Передвигаться по цеху не очень удобно: надо нагибаться, чтобы не задеть головой разные железяки. По лестницам – тоже с трудом: мы не ходили по таким. Кроме того, нам, акселератам, они показались узкими, я чуть не упал!
Побывать на настоящем производстве было очень интересно. Мне и моим одноклассникам понравился рассказ о том, как дерево превращается в технологическую щепу. Следующий этап проекта будет, наверное, еще интереснее. Впереди у нас варка целлюлозы, а это, думаю, сложнее, чем приготовить щепу.
Денис Новиков,ученик 10а класса школы №6