«Взрослые покупают ребенку технику, не понимая, чем это может грозить»

0 175
0 175

С наступлением весны участников дорожного движения в городе заметно прибавилось. Их ряды пополнили велосипедисты и мотоциклисты, чей возраст до 16 и старше. В предлагаемом вам материале - несколько вопросов по темам, в актуальности которых в весенне-летний период сомневаться не приходится. Разобраться в них корреспондент «ТК» попросила старшего инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения оГИБДД ОМВД России «Котласский» (дислокация - город Коряжма) капитана полиции Ирину Стец.

Крути педали правильно
- Ирина Анатольевна, наш разговор – о любителях двухколесной техники. Их в Коряжме немало. Вначале о велосипедистах. Правила езды на велосипеде чем-то регламентированы?
- Правила дорожного движения РФ распространяются на всех его участников, в том числе на велосипедистов, вне зависимости от возраста.

  • Есть ли какие-либо ограничения для управления велосипедом?
  • Никаких ограничений, в том числе возрастных, для этого нет, водительское удостоверение не требуется. Но при этом Госавтоинспекция настойчиво рекомендует велосипедисту: перед тем, как выехать на дорогу, - обязательно выучить все правила дорожного движения. Иначе он подвергает себя большой опасности и становится угрозой для других участников дорожного движения.
    Транспортное средство, безусловно, должно быть технически исправно. Важно также, чтобы оно соответствовало росту и весу человека.

  • На велосипеде можно ездить как по дороге, так и по тротуару?

  • Вопрос, наверное, больше о том, где можно ездить безопасно, особенно детям?
    Сразу же определимся с условиями нашего города. В Коряжме нет велосипедных, велопешеходных дорожек и полос для велосипедистов, между тем только по ним они и должны бы ездить. Поэтому все мои дальнейшие объяснения будут даны с учетом этой особенности нашего города.
    Начнем с детей. Ребята до 14 лет могут кататься только по тротуарам и пешеходным дорожкам. При этом не следует забывать, что маленьких детей (до 7 лет точно, а желательно и постарше) надо строго контролировать и ни в коем случае не оставлять с велосипедом без присмотра. Также настоятельно рекомендуем родителям время от времени проверять и старших детей: где они ездят и соблюдают ли правила.
    Дети могут кататься в парках, на детских площадках, стадионах, если там нет для этого каких-либо дополнительных ограничений.
    Проблема – во дворах, где происходит одновременное движение пешеходов и транспортных средств. Здесь ребенок не будет в полной безопасности – необходим родительский контроль.
    Взрослый велосипедист должен двигаться по краю проезжей части, а если это невозможно - по обочине. Если такой возможности нет, он вполне законно может ехать по тротуару.
    Кроме того, разрешено ездить по тротуарам велосипедистам, сопровождающим ребенка-велосипедиста в возрасте до 7 лет или перевозящим малыша на дополнительном сиденье, в велоколяске или прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
    Но если велосипедист, едущий по тротуару, подвергает пешеходов опасности или создает им помехи, он должен спешиться и стать пешеходом. Согласно правилам дорожного движения человек, ведущий велосипед, а не управляющий им, приравнивается к пешеходу.

  • Сотрудники ГИБДД за создание в Коряжме велосипедных дорожек?

  • Однозначно за. Велосипедные дорожки и полосы помогают разделить потоки автомобилей, велосипедистов и пешеходов. Для всех участников дорожного движения это лучший способ снизить риск получения травмы в ДТП.

  • Ставился вами где-либо этот вопрос? Или вы ничем тут не можете помочь?

  • На комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации города поднимался этот вопрос. Всем понятно, что велодорожки – это дополнительный комфорт для горожан. Но решение - положительное или отрицательное - принимают только городские власти.
    Госавтоинспекция не вправе обязать администрацию города обустроить велосипедные дорожки.

  • Ирина Анатольевна, напомните, пожалуйста, о некоторых правилах для велосипедистов. Например, как преодолевать пешеходный переход и перекресток.

  • Если велосипедист едет по проезжей части, он, как полноценный водитель, должен руководствоваться правилами дорожного движения, регламентирующими проезд перекрестков и пешеходных переходов. Если по тротуару, то при намерении пересечь дорогу по пешеходному переходу, нерегулируемому или на разрешающий сигнал светофора ему следует спешиться. Переезжать дорогу по переходу на велосипеде запрещено.
    Эта норма правил дорожного движения вполне оправданна. Водители транспортных средств, приближающихся к переходу, не успевают среагировать на стремительно движущегося велосипедиста, а моментально остановить автомобиль невозможно. А велосипедист, в отличие от пешехода, не может при возникновении опасной ситуации резко остановиться, отскочить, увернуться от машины невнимательного водителя или нарушителя.
    Хочу обратиться к жителям города с такой просьбой. Если вы видите, что велосипедист собрался переехать через дорогу по пешеходному переходу, а не спешился, пожалуйста, скажите ему, что так нельзя, что это нарушение, и попросите сойти с велосипеда. Не оставайтесь равнодушными! Ведь зачастую дети видят совсем не тот пример, который следовало бы. И учатся… нарушать, что значит - подвергать себя опасности.

  • На каких ещё нормах ПДД, а также рекомендациях по обеспечению безопасности дорожного движения вы хотели бы за-острить внимание?

  • Согласно пункту 24.8 Правил дорожного движения велосипедистам и водителям мопедов запрещается: управлять одной рукой или без рук, перевозить слишком большой груз, который мешает управлению, выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также перевозить пассажиров, если это не предусмотрено его конструкцией (например, на багажнике или раме), возить детей без специально оборудованного места, поворачивать налево или разворачиваться на многополосных дорогах, водителям мопедов запрещено ездить без мотошлема.
    Важно! Согласно пункту 24.10 ПДД велосипедистам и водителям мопедов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь световозвращающие элементы (например, браслеты или сигнальный жилет).
    Правила не обязывают, только рекомендуют. Но к рекомендациям стоит прислушаться. Ведь речь идет о безопасности, здоровье и жизни.
    Между тем в городе часто можно видеть велосипедистов в темной, серой одежде, даже в камуфляже – и они становятся настоящими «невидимками», причем не только в сумерки и в темное время, но и при ярком солнце, слепящем водителей автомобилей. Очень прошу взрослых и юных велосипедистов: надевайте яркую, светлую одежду, даже днем. Вечером используйте как можно больше световозвращателей (можно надеть яркую «комбинатовскую» жилетку). В продаже много различных фонариков, светящихся элементов, которые легко крепятся на велосипеде, а детям они даже в радость.
    Пожалуйста, прислушайтесь к советам: всё это – не мелочи!

  • Какая ответственность предусмотрена для велосипедиста за нарушение правил дорожного движения?

  • В соответствии с частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ велосипедисту за любое нарушение правил дорожного движения грозит штраф 800 рублей. Если при этом он находился в состоянии алкогольного опьянения, то согласно части 3 этой же статьи заплатит штраф в 1500 рублей.

Учиться надо
- Какие требования предъявляются к обладателям разного рода мопедов, мотоциклов, скутеров?
- Если вы хотите управлять мопедом, потребуется обучение в автошколе, что предполагает сдачу экзаменов в ГИБДД. Получить водительское удостоверение категории «М» можно только с 16 лет. Уточню при этом: если водитель имеет удостоверение любой другой категории, он получает разрешение и на управление мопедом, даже если «на мопед» не учился.
Мотоциклы - это более серьезная техника, для управления которой требуется получить водительское удостоверение категории «А». Это возможно только по достижении 18 лет.
Для 16-летних поклонников мототранспорта есть вариант получить водительское удостоверение категории «А1». Правда, для этой категории имеются ограничения: она дает право управлять только маломощными мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
Любой мотоцикл необходимо зарегистрировать в ГИБДД и следует обязательно оформить полис ОСАГО. На мопед эти требования не распространяются.
Определение «скутер» в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Некий «скутер» будет отнесен по своим техническим характеристикам к группе мопедов или мотоциклов соответствующей категории.

  • Существует ли для новичков в обращении с такой техникой знак типа «начинающий водитель»?
  • Устанавливать знак «Начинающий водитель» на мотоциклах и мопедах нет необходимости.
    К слову, не так давно в правилах появился новый пункт, который запрещает начинающим (со стажем менее двух лет) мотоциклистам и водителям мопедов перевозить пассажиров.

  • Что грозит водителям мототехники за нарушение правил дорожного движения?

  • Водители мопедов и мотоциклов несут ответственность в полной мере, наравне с водителями автомобилей.

Статистика ДТП
- Ирина Анатольевна, в сводках ГИБДД особое внимание всегда уделялось происшествиям, в которых пострадали несовершеннолетние. При этом какими бы ни были цифры, они всегда тревожные…
- Возьмем статистику за прошлый год. В 2016-м произошло 32 учетных ДТП, в которых пострадали люди. Из них восемь - с участием двухколесного транспорта (четыре мотоцикла, по два мопеда и велосипеда). И это притом, что данный транспорт выезжает на дороги не более чем на полгода, где-то в период с середины апреля до середины октября. В этих восьми дорожно-транспортных происшествиях пострадали 11 человек, из которых шестеро - подростки 15-16 лет. Практически не регистрируется фактов ДТП с участием велосипедов, мотоциклов, в которых повреждена только техника.
На что считаю нужным обратить особое внимание. В случае аварии водитель двухколесного транспорта всегда получает травмы, иногда очень тяжелые, порой – несовместимые с жизнью. Если водители автомобилей в случае ДТП защищены как минимум кузовом автомобиля, то водитель двухколесного транспортного средства не защищен от удара ничем.
В мае 2015 года на улице Набережной произошло столкновение автомобиля и мотоцикла, которым управлял 22-летний мужчина, не имевший водительских прав. Мотоциклист был доставлен в реанимационное отделение городской больницы, где от полученных травм скончался.
В сентябре 2016-го на проспекте Ленина водитель автомобиля при повороте на прилегающую территорию не предоставил преимущество встречному мопеду, совершил с ним столкновение. За рулём мопеда находился 15-летний подросток, не имеющий права управления, он вез 16-летнего пассажира, который был без мотошлема.
В результате ДТП пострадали оба ребенка, они были доставлены в больницу. Водитель мопеда получил перелом плеча, бедра, травму живота, множественные ушибы, внутреннее кровотечение. У пассажира медики диагностировали сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа.

Вопросы к родителям
- Что обычно говорят (возможно, в свое оправдание) дети и подростки, нарушившие правила езды?
- Маленькие дети оправдываются редко. Чаще всего они искренне заблуждаются, полагая, например, что если рядом нет машин, то дорогу можно где-то перебежать или переехать на велосипеде.
«Взрослые» дети объясняют свое поведение забывчивостью.
Точно известно: все дети и подростки знают, что переезжать через дорогу на велосипеде, кататься по проезжей части нельзя. В школах проводится постоянная работа по обучению правилам дорожного движения, а в сезон правила езды на велосипедах повторяются.
Здесь больше вопросов к родителям. Ведь, например, спешиться перед пересечением проезжей части – должно быть привычкой, и привить её должны родители. Учителя и воспитатели не катаются со своими подопечными на велосипедах и не могут проводить практические занятия такого плана.

Кто будет отвечать?
- Ответственность за нарушения, допущенные несовершеннолетними водителями, возлагается на родителей?
- Полная ответственность перед законом наступает с 16 лет. Но в любом случае до достижения ребенком 18-летнего возраста за все его действия ответственность несут родители.
Ребенка до 16 лет не оштрафуют. Однако в случае, если малолетний водитель причинит кому-либо материальный ущерб, то расплачиваться, в прямом смысле этого слова, будут родители.
Кроме того, родители могут быть привлечены к административной ответственности (за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка) за систематические нарушения несовершеннолетним правил дорожного движения либо за отсутствие с их стороны непосредственного контроля за малолетним ребенком.

Профилактика – на первом месте
- Какую профилактическую работу ведет ГИБДД Коряжмы по предупреждению детского и подросткового травматизма? Имеется в виду езда несовершеннолетних на велосипедах, мопедах…
- Сотрудники ГИБДД постоянно проводят в школах и детских садах беседы с детьми, родителями по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
Наряды дорожно-патрульной службы нацелены на выявление и пресечение нарушений со стороны детей-велосипедистов. Проверяют также водителей мопедов и мотоциклов. Например, за 2016 год привлечены к ответственности 72 таких водителя.

  • Ирина Анатольевна, на что вы еще раз хотели бы обратить внимание родителей, чьи дети и подростки увлекаются велосипедами и мототехникой?
  • Советы для родителей были даны по ходу всего этого разговора. Главное, напомню, контроль за детьми. Это первоочередное в плане обеспечения безопасности.
    Но что еще хочу сказать. Понятно, что дети не могут сами купить себе мопед или мотоцикл. Серьезная техника появляется у них с деятельного согласия взрослых, которые делают ребенку такой подарок, не понимая, чем это может грозить.
    При нехватке умений в управлении техникой, при несоответствии двухколесного транспорта физическим возможностям подростка возможно как минимум падение. Но повторюсь: при дорожно-транспортном происшествии водители мопедов и мотоциклов получают тяжелейшие травмы. Удовольствие, которое испытывает ребенок от управления серьезной техникой, от ощущения себя «причастным к миру взрослых», к сожалению, нередко заканчивается печально.
    Сначала следует отправить своего «взрослого» ребенка в автошколу, где его научат управлять мопедом/мотоциклом, заставят выучить правила. Сдача экзамена в ГИБДД - тоже серьезное испытание, даже для взрослого человека, не говоря уже о подростке. Всё это дисциплинирует, дает знания, увеличивает шансы остаться здоровым и живым, когда ребенок станет участником дорожного движения наравне со взрослыми водителями.
    Ну и неотвратимость родительского наказания тоже, считаю, важна. Если родителям становится известно об опасном поведении ребенка, следует закрыть для него доступ к технике. Основание простое: это угрожает его жизни.
    Беседовала Елена Корсак