Ребёнок сам должен выбрать свой путь

0 176
0 176

Этот материал – для выпускников школ и их родителей. Психолог центра психолого-медико-социального сопровождения Дилара Короткевич даст несколько важных советов, которые помогут сделать выбор дальнейшего пути правильно

  • Когда, на ваш взгляд, школьникам следует всерьез задуматься о выборе профессии?
  • В 8 классе - тем, кто намерен прощаться со школой после девятого. В 9-м - тем, кто выбирает профильный класс для дальнейшего обучения в школе.

  • Вероятно, вы, как психолог, могли бы дать совет школьникам, выбирающим профессию.

  • Я провожу в центре психолого-медико-социального сопровождения тесты разной направленности. Они учитывают отличительные черты характера ребенка, врожденные качества и помогают раскрыть его интересы и способности.
    Такие тесты помогают в том числе и в выборе будущей профессии.

  • Нередкий случай, когда этот выбор навязывается родителями…

  • И это, как правило, - престижная, востребованная специальность, но она может быть не интересна ребенку. Молодой человек выучится, но потом будет ходить на работу как на каторгу.
    Выбор своего будущего пути - это ответственность ребенка. А ответственность родителей – грамотно рассказать о плюсах и минусах разных профессий, чтобы ребенку было из чего выбрать. Профессия будет сопровождать человека всю жизнь. И от правильности выбора зависит, насколько он будет успешным человеком и хорошим специалистом.

  • Если в семье есть профессиональная династия, надо ли настраивать школьника, чтобы он её продолжил?

  • Если интересы ребенка схожи с интересами родителей - да. Если он категорически против, то надо подумать, стоит ли его «ломать» и будет ли он хорошим специалистом, отучившись против собственной воли.

  • Вы советуете выпускнику заранее побывать в выбранном учебном заведении?

  • Да, тем более что специально для будущих студентов и их родителей проводятся дни открытых дверей. Пообщавшись с преподавателями и студентами - о профессии, об учебе, условиях проживания в общежитии,.. – вы получите информацию из первых рук.
    В ином случае полезно посмотреть сайт учебного заведения и там найти ответы на интересующие вопросы.

  • В школьные годы дети под постоянным контролем: в учебном заведении и дома. Надо ли готовить ребенка к студенческой жизни вдали от родителей?

  • Вопрос самодисциплины надо поднимать намного раньше поступления ребенка в профессиональное учебное заведение. А начинать прививать самостоятельность необходимо еще до поступления в школу. Это элементарные навыки самообслуживания, уход за своими вещами. По мере взросления ребенка эти навыки усложняются и количество их увеличивается. Так, например, в школьные годы он должен не только уметь разогреть приготовленную родителями еду, но и научиться сам готовить элементарные блюда.
    С точки зрения психолога, если у ребенка к окончанию школы самодисциплина не воспитана, ему будет очень сложно адаптироваться в новых условиях.

  • Уедет ребенок в другой город, надо ли его контролировать? Как часто созваниваться?

  • Лучше «не контролировать», а просто, например, позвонить и рассказать интересную историю, поговорить на отвлеченные темы. И во время разговора вы сами поймете, хорошо ли ребенку вдали от дома. А может, он расскажет, как скучает и какие у него трудности. Нужно научиться не контролировать, а интересоваться жизнью ребенка.
    Как часто созваниваться? Это зависит от того, насколько близкие отношения ребенка и родителей. Есть дети, кто созванивается с мамой, папой по три раза в день и считает это нормальным, а кому-то и раза в неделю достаточно.

  • Правильно ли ограничивать бюджет студента?

  • Считаю, необходимо выдавать конкретную сумму на месяц и обязательно учить, как лучше распорядиться средствами. Возможно, в первые месяцы студент не сможет уложиться в данный ему бюджет, но со временем сможет всё рассчитать на месяц.
    Хочу обратить внимание, что учить распределять бюджет стоит заранее, задолго до окончания школы. Элементарно: ходить с ребенком по магазинам, отправлять его самого, чтобы он видел цены, мог рассчитать какие-то суммы на определенные покупки. А самое лучшее - дать школьнику возможность самому заработать летом деньги и потратить их на необходимые вещи.

  • При выборе профессии стоит учитывать, какая у дипломированного специалиста будет зарплата?

  • Будущая зарплата не должна быть основным при выборе специальности. Важно донести до ребенка, что это редкий случай, когда после получения диплома у молодого специалиста получается сразу устроиться на высокооплачиваемую должность. Что зарплаты в одной и той же профессии в разных городах и регионах разные. Что её уровень зависит также от того, в какой сфере выпускник будет работать.

  • С точки зрения психолога: надо ли студенту подрабатывать во время учебы?

  • Если есть необходимость, желание и хорошее место подработки, почему бы и нет? Многие студенты подрабатывают в сфере своей будущей специальности и тем самым проверяют себя в деле: «а туда ли я пошел, хочу ли этим заниматься?». Опыт работы - для выпускника большой плюс.

  • Может быть такая ситуация: студент вдруг разочаровался в будущей профессии и решил бросить учебу. Надо ли родителям уговаривать его дотянуть до диплома?

  • Сначала необходимо выяснить причину. Если это разочарование в будущей профессии или ребенок понял, что выбрал не свой профиль, возможен вариант перевода в другое учебное заведение. Если это лень, то есть смысл уговорить ребенка. Стало трудно? Помочь разобраться, в чем именно трудности и как их преодолеть.
    Важно помнить: ребенок нуждается в вашей помощи и поддержке. В жизни часто бывают непростые ситуации, и преодолеть их помогут любящие и чуткие родители.
    Поговорите с ребенком откровенно, расскажите, что и вам в жизни бывало очень сложно, когда хотелось всё бросить, и как вы справлялись с такой ситуацией.