«По всем показателям Коряжма относится к благополучным моногородам. Но успокаиваться на этом не надо»

1 95
1 95

В конце ноября в Коряжме с рабочей поездкой побывал заместитель губернатора Архангельской области
по стратегическому планированию и инвестиционной политике Виктор Иконников. Он принял участие в работе Постоянно действующего совещания по социально-экономическому развитию юга Архангельской области, состоявшегося в филиале Группы «Илим». В этот же день Виктор Михайлович провел встречу с жителями города,о которой в том числе рассказал в интервью корреспонденту «Трудовой Коряжмы».

- Виктор Михайлович, недавно вы приняли участие в парламентских слушаниях в Госдуме, где обсуждалось развитие моногородов. Что предлагают федеральные власти?

  • Национальный проект по моногородам, инициированный президентом страны, считаю, за последний год набрал обороты. К нему очень большое внимание. Всё, что делается на этом направлении, - поддержка инфраструктуры, создание территорий опережающего социально-экономического развития, обучение команд, мне кажется, это одна из самых эффективных мер, которая предпринята со стороны федерации.

Те управленческие команды муниципалитетов, которые ездили на обучение, показывают качественное изменение в решении проблем моногородов. Мы видим, как идут проекты ремонта центральных улиц, «Пять шагов благоустройства», которые на первый взгляд кажутся обыденными, но они дают эффект. Когда общаешься с жителями моногородов (в Архангельской области их семь, в том числе Коряжма), понимаешь, что это правильные шаги.

В моногородах предпринимаются попытки диверсифицировать бизнес. И они, безусловно, важны. Но если брать наши Северодвинск, Новодвинск, Коряжму, то, по мнению многих экспертов, к которому я присоединяюсь, они всегда будут моногородами.

Почему? Например, чтобы большой Северодвинск вышел из статуса моногорода (это когда доля градообразующего предприятия составляет 25 процентов), надо создать дополнительно 100 тысяч рабочих мест. Иными словами, надо построить несколько целлюлозно-бумажных комбинатов.

То же самое можно сказать про Новодвинск и Коряжму, где доля градообразующих ЦБК очень высока. Чтобы изменить ситуацию, надо рядом с вами построить еще один такой же город. А это нереально.

На парламентских слушаниях эти вопросы затрагивались. Одно из моих предложений – обратить внимание, чтобы в федеральных программах предусматривалась поддержка градообразующих предприятий для их устойчивого развития. Мы прекрасно понимаем, что будет с моногородом, если его единственное предприятие не сможет нормально работать.

Второй важный момент – энергетика моногородов. Кстати, этот вопрос коряжемцы поднимали на встрече. Когда в Коряжме есть своя генерация, есть муниципальные электросети, то можно было бы использовать этот ресурс, привлекать в город новые проекты. Но законодательство Российской Федерации в сфере энергетики выстроено таким образом, что распределение энергоресурсов – исключительное право федеральной власти, здесь региональные власти не вмешиваются. Полномочия в этой части строго разделены. Получается, что котловой метод ценообразования уравнивает возможности всех потребителей энергоресурсов.

Какое предложение прозвучало? Регионам дали право, естественно, на усмотрение главы субъекта РФ, ввести в моногородах, где есть своя генерация и собственные электросети, особый порядок ценообразования. Инициатива была воспринята с большим интересом как руководителями градообразующих предприятий, так и главами моногородов, участвовавшими в слушаниях. Считаю, этим обязательно надо заниматься.

- Как вы полагаете, что сдерживает развитие монопрофильных муниципалитетов: дефицит денег или дефицит идей?

  • Основная проблема моногородов – дефицит проектов. Сколько бы мы ни придумывали мер поддержки - создание территорий опережающего социально-экономического развития, выделение в среднем до миллиона рублей из Фонда развития моногородов на инфраструктуру в расчете на одно рабочее место, - нужно в первую очередь понимать: а будут ли проекты? Здесь многое зависит от бизнеса, который имеется на территории.

Мне кажется, у Коряжмы есть потенциал. Ко мне на прием приходили активные жители, предприниматели – с конкретными вопросами и предложениями.

Считаю, надо развивать инструментарий для поддержки инициатив, например, создание кластеров. Сегодня это работает во многих отраслях благодаря кооперации предприятий крупного и малого бизнеса. Государство поддерживает направление и предлагает широкий набор мер поддержки.

Полагаю, у Коряжмы есть все предпосылки, чтобы пойти по этому пути. Привлечь предприятия, которые уже являются партнерами комбината, работают на его территории и за пределами, поставщиков лесного сырья. Это тоже примеры кооперации, которую стоит расширять.

- С осени по заданию губернатора вы курируете Коряжму. Сформировалось ли представление о проблемах территории? Каким видится их решение?

  • Повторюсь, одно из направлений – развиваться как моногород в том тренде, который задан федеральным центром. Безусловно, надо осваивать весь инструментарий, чтобы появлялись новые проекты. Роль государства – оказывать этому всяческую поддержку.

Коряжма всегда была центром инноваций в целлюлозно-бумажной промышленности. И это, мне кажется, тоже одна из точек развития. Благодаря тому, что в филиале САФУ с этого учебного года открыта профильная кафедра, научное направление надо развивать совместно с бизнесом.

Конечно, нельзя забывать и социальную сторону. Сегодня обсуждается строительство хоккейного корта. Поднимается вопрос развития микрорайона «Зеленый», где многодетные семьи получили участки под строительство жилья. Проблема звучит буквально на каждой встрече. Как куратор территории, скажу: знаю о проблеме, понимаю ее и буду настаивать, чтобы при планировании областного бюджета предусматривались средства на развитие микрорайона.

- В Архангельской области семь моногородов. Могли бы вы ранжировать их по степени проблемности? Какое место в этом списке займет Коряжма?

  • По всем показателям Коряжма сегодня относится к благополучным моногородам. Но успокаиваться на этом не надо. Городу необходимо диверсифицировать экономику, хотя полностью ликвидировать зависимость от градообразующего предприятия не получится.

Надо сделать так, чтобы малый бизнес мог развиваться в самых разных направлениях, в том числе связанных с комбинатом. Например, создавать предприятия, сопутствующие основному производству ЦБК.

- Вы традиционно участвуете в Постоянно действующем совещании по социально-экономическому развитию юга Архангельской области. Скажите, какую проблему помогла решить эта переговорная площадка?

  • Много езжу по регионам, общаюсь с коллегами и могу сказать, что подобных площадок для диалога власти и бизнеса нет. Все поражаются, как Коряжме удается собирать за одним столом представителей региональных, муниципальных властей, бизнеса, причем всегда с конкретной повесткой.

Быть открытой компанией – очень правильно, на мой взгляд. Группа «Илим» на этих встречах рассказывает о своих результатах и планах, причем не только производственных и инвестиционных, но и социальных.

Считаю, нам важно сверять часы и получать максимальный эффект от объединения ресурсов региона, муниципалитета, бизнеса, как это произошло при обсуждении вопросов развития дорожно-транспортной сети юга области. От этого получают эффект и бизнес, и жители. Мы видим, что это благоприятно влияет на экономическое развитие региона.

Сегодня, например, отдельно прозвучал вопрос о развитии авиасообщения. Мы видим, что Котласский аэропорт стремительно преображается, многое уже сделано. Те планы, которые строит компания-оператор, считаю, очень хорошие, здравые. Речь о том, чтобы удлинить взлетно-посадочную полосу и принимать различные типы воздушных судов. Подчеркивалось, что есть интерес к открытию рейсов на Москву и другие направления. Это, считаю, будет серьезный импульс для развития южного куста.

Конечно, всех волнует восстановление нормальной работы путепровода на выезде из поселка Вычегодский по трассе Котлас – Коряжма - Ильинско-Подомское. Проблема актуальна для всех, не только для крупного бизнеса, в частности Группы «Илим», которая поставляет по этой трассе лесное сырье. Мне задавали вопрос и на встрече.

Действительно, состоялась экспертиза, которая подтвердила, что одна из балок путепровода находится в аварийном состоянии и требует замены. Сегодня ведутся проектные работы. По заверениям дорожников, в апреле аварийно-восстановительный ремонт будет выполнен. Поэтому надо просто немного потерпеть, поскольку это важно для безопасности участников дорожного движения.

- Предполагаю, что в формате вот такого совещания можно было бы обсуждать, как наиболее эффективно решить те или иные острые вопросы муниципалитета, юга области, всего региона.

  • Безусловно. Именно на таких площадках происходит обмен мнениями, рождаются свежие идеи. Ты приходишь на заседание с одними мыслями и предложениями, а получаешь разнообразие еще более интересных и эффективных мнений, идей и предложений.

К слову, во время обсуждения возникла идея параллельно с путепроводом построить объездную дорогу в одном уровне с железнодорожными путями, чтобы разгрузить проблемный участок, сделать более безопасным и комфортным движение и легкового, и тяжелого транспорта. На мой взгляд, это вполне реальный вариант. Правда, он потребует согласований. Но мы проработаем его реализуемость. Кстати, это может быть дешевле и эффективнее, чем закладывать в бюджет капитальный ремонт путепровода. А освободившиеся средства можно было бы направить на другие объекты, чтобы улучшить транспортную доступность южного куста.
Беседовала Татьяна Иванова
Фото Сергея Морщинина

Комментарии