На весь лесной филиал остались... три вальщика

0 280
0 280

Проходная транспортного цеха Группы «Илим» в Котласе встретила меня улыбкой дежурного. Сотрудник охраны, узнав, что я на отчетную встречу руководства и коллектива, выдал мне классный ярко-желтый жилет и жестом указал направление движения в соседнее здание

В актовом зале собрались работники предприятия. Началась встреча руководителей лесного филиала и регионального кадрового центра с трудовым коллективом. Особая и значимая, потому что отчетная, тщательно подготовленная, предполагающая взаимный диалог, поднимающая важные насущные вопросы. Многие в таких же желтых жилетах, что был на мне, несли эти вопросы в сердце, переживали, услышат ли, отреагируют ли, поймут ли, не осудят ли… Ведь, если честно, каждый не прочь работать в такой команде, на предприятии, стабильности которого можно только позавидовать. Не секрет, что конкурсный отбор на должности водителей здесь составляет 3-4 человека на место. Автомобили новенькие, в этом году парк будет до 74 процентов обновлен сортиментовозами «Вольво» и «Скания», остальные 26 процентов составят отечественные КамАЗы, для особо тяжелых условий транспортировки леса.
Разговор был не просто доверительный, руководители старались донести до людей все тонкости стратегии и тактики работы филиала, обосновывая каждую цифру, сопровождая выступления демонстрацией слайдов. Задача стояла нелегкая. За год работы отчитаться перед народом. Сформировать видение завтрашнего транспортного цеха, лесного филиала и в целом компании. Для удобства итоговую информацию разбили на блоки и подкрепили множеством живых примеров, взятых из производственного процесса.
Давненько не приходилось видеть такой искренности в общении с работниками. Частная собственность, провозглашенная в Конституции как равная другим видам собственности, породила совсем иное качество отношений в компании, ведущей заготовку и переработку сырья на нашей территории, преемницы прежнего государственного предприятия. И хотя наш менталитет порой не пускает в привычную систему взглядов, как положительную, даже саму возможность одобрения работы на капитал, но в данном случае капитал, обеспеченный поддержкой государства в форме правового регулирования и партнерства, ведет открытую, грамотную, взвешенную производственную политику. Руководство компании ищет и находит приемы и методы работы, соответствующие многоаспектному современному промышленному процессу. Не забывая о людях, о необходимости воспроизводства арендуемых лесов, вложении средств в обновление парка и модернизации производства, безопасности труда. Даже дороги общего пользования помогает строить: в прошлом году при участии Группы «Илим» достроен долгожданный участок дороги в Республику Коми. Но главное, что происходит здесь, – формирование достойного отношения к работающему человеку, а человека – к своей работе, уверенности в завтрашнем дне, добровольной и искренней ответственности за дело. Впрочем, обо всем по порядку.

В приоритете отраслевое лидерство

– Основа работы компании – ориентированность на клиента. Акционеры готовы вкладывать средства, чтобы сделать компанию лидером в области целлюлозно-бумажного производства, в области заготовок, – говорит директор лесного филиала Дмитрий Пахомов. – Значит, перед нами стоит задача действовать и работать в соответствии с корпоративными правилами и практиками.
В части стратегии развития – начинается эффективное выполнение инвестиционной программы. Лидерство на ключевых рынках и рост новых направлений бизнеса. Повышение сервисной эффективности. От клиента до производства. Цепочка. Не у каждого подразделения свои маленькие цели, а все работают на достижение общей большой цели, чтобы быть эффективными, дальше развиваться, получать экономическую выгоду.

Реплика из зала:
– Наши котласские машины в Харитоново посылают, а Коряжма на Удиму едет, вот и вся экономия!
– Слава богу, что это не система, единичные случаи, но спасибо, что спрашиваете, – отвечает Дмитрий Александрович, – логистика очень сложная в лесном филиале. Есть над чем работать. Сейчас я расскажу про наши достижения за 2016-й и I квартал 2017-го. Увидите, нам есть чем гордиться. Важнейший блок в фундаменте нашей деятельности – это, конечно, охрана труда. Что мы делаем, чтобы статистика была отрицательной?

Человек – высшая ценность

Пахомов представил рабочим слайдовую презентацию статистики по несчастным случаям с 2009 года и провел ее подробнейший анализ.
– В 2009 году у нас было пять несчастных случаев, из них один – смертельный. Произошел он в Яренске. Тогда два лесовоза съехались… В последующие восемь лет несчастных случаев со смертельным исходом не было. В 2012 и 2014 годах нет даже несчастных случаев категории life. К этой категория относятся все случаи, которые влекут за собой последствия для здоровья, – объясняет директор. – В 2016 году их было два.
Ну, что тут скажешь, все в соответствии с Конституцией России. И это подкупает. Человек по основному закону высшая ценность для государства, а Группа «Илим» добавляет: «и для частного бизнеса, работающего в государстве». Иначе не стали бы руководители лесного филиала ежедневно в 8 утра на планерке анализировать отчетные данные за сутки, кто из водителей на какой машине на сколько километров превысил скорость. На 5 км пережать разрешается, больше – нельзя. Каждая машина отслеживается в режиме реального времени. Все автомобили оборудованы системой автоскоп, их видят «онлайн», фиксируют скорость, время стоянок. В транспортном цехе для водителей лесовозов ввели ограничения на дорогах общего пользования в 70, на технологических трассах в 60 километров. Водители приняли новые правила и оценили их преимущества.
В компании стремятся к тому, чтобы было ноль несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и готовы выделять деньги на обеспечение безопасности дорожного движения, поддержание безопасных условий труда. Так, в подготовке водителей транспортного цеха участвуют ведущие специалисты, подготовлены и свои инструкторы. В этом году будет закуплена кабина-тренажер для отработки навыков вождения.
– Самой травмоопасной остается у нас вывозка, – продолжает анализировать Пахомов, – здесь самый высокий показатель ДТП – 12. Отсюда и пристальное внимание компании к мерам, направленным на безопасность работы на наших дорогах.
Дмитрий Александрович представил работникам подробную статистику по ДТП в лесном филиале с 2012 года, в котором было допущено 34 происшествия. В 2013 году – 15 случаев, в 2014 – 14, в 2015 – 21, в 2016 – 16, и за первый квартал 2017-го, текущего года, уже 8.
– Три года назад мы изменили методику учета ДТП. Если в 2013-м учитывали только те ДТП, которые влекли за собой существенный ущерб и фиксировались ГИБДД, то с 2015-го мы приняли решение брать в учет полную картину происшествий на дорогах с участием наших водителей и наших транспортных средств. Не важно, где произошел случай, на технологической дороге, на дороге общего пользования, если было столкновение, опрокидывание, еще что-либо, относящееся к ДТП, мы этот случай фиксируем, анализируем, составляем перечень мероприятий для дальнейшего недопущения подобного.
С 2012 года мы существенно вкладывались в транспорт, в производственные объекты. Ушли от ДТП по причине технической неисправности авто, а с 2014 года сократились происшествия по причине нарушения скоростного режима. Основными причинами положительных показателей по ДТП остаются недостаток опыта водителей, работающих в компании первый год, и дорожные условия. Количество ДТП у водителей с опытом работы в компании до года – это достаточно новый критерий учета и анализа безопасности дорожного движения. По этим направлениям нужно разрабатывать мероприятия, работа не одного дня.

В тренде охрана труда

– Расскажу про тренды в системе мероприятий по охране труда на 2017 год. Про то, что меняется в подходах компании, – продолжает разговор с подчиненными Пахомов. – За период с 2009 по 2017 год в сфере лесозаготовок мы полностью ушли от ручной валки, остались три вальщика, которые убирают осину на Виледи и на УЖД на Удиме. Вся остальная заготовка ведется путем валки на харвестерах и форвардерах. По эффективности сортиментовозов мы выбрали две базисные модели, на основе которых будем развиваться. Первая модель – автомобиль трехпачковый, типа «Вольво» с гидроманипулятором и раздвижным прицепом. И вторая – это автомобиль по типу «Скании», которые мы недавно приняли в свой парк. Это лесовоз трехосный и прицеп трехосный.

Вопрос из зала:
– Что сделано по реконструкции объектов производственной базы?
– С 2010 года очень много. Появились новые здания, сооружения в Котласе, Ильинске, Удиме, ангары в Красноборске и Яренске. В прошлом году КПП в Ильинске и Яренске полностью перестроили, сделали смотровые ямы, стандартный выезд из гаража. В Красноборске планируем КПП обновить в 2018 году.

Вопрос из зала:
– Дмитрий Александрович, вопрос по организации мойки и площадки в Коряжме?
– В 2017-18 годах построим два небольших ангара – один в Котласе в транспортном цехе, другой в Коряжме в транспортной колонне, там будет мойка и площадка с подъемником.

Эстакады
безопасности

– Остановлюсь на текущем моменте. К сожалению, часть целей 2017 года мы уже не выполнили. 10 марта в Братске произошел смертельный несчастный случай на вывозке леса. Водитель, не доезжая до пункта разгрузки, начал снимать увязочное приспособление, сверху на него упало бревно, и он погиб на месте. Обстоятельства и причины трагедии выясняются. Случай вопиющий – в компании погиб человек. Это для всех нас повод еще раз подумать о собственной безопасности и безопасности тех, кто работает рядом.
В последние два-три года мы возвели специальные эстакады безопасности. Но тут, видимо, недостаток контроля подвел. Возможно, была перегрузка выше коников. У нас с этим недостатком на комбинат не въедешь, есть контроль, жесткая система мотивации, система штрафов, лишение премии.
Интересная
задачка

– Далее я хотел бы вам показать производственные результаты в динамике. Комбинат потребляет 4,6 млн куб. м древесного сырья в год. Это самый большой объем на Северо-Западе. 13-15 тыс. кубов ежесуточно на комбинате снимается со штабелей и подается на слешерные столы. Вот такая интересная задачка. И мы с ней справляемся.
Продажа пиловочника на другие рынки, лесозаводы составляет 478 тыс. куб. м в год. Здесь нас тоже можно назвать самой крупной компанией, которая таким объемом располагает.
В компании на текущий момент пять автоколонн: в Красноборске, Котласе, Коряжме, Ильинске и Яренске. Всего 118 сортиментовозов, из них 91 машина «Вольво» и «Скания».
Арендованные леса на сегодня составляют 1 млн 868 тыс. 091 га. Это огромная площадь. По компании в целом эта цифра составляет порядка 5-6 миллионов. В России крупнее арендатора нет.
Объем собственной заготовки 2 млн 400 тыс. кубов. Лесовосстановление – 570 га в год.
Дорожное строительство ведут 74 единицы дорожной техники. Строим 250 км лесных дорог в год. Из них летних – около 90 км. Больше 200 млн руб. в год тратим на это. Из тех мостов, которые находятся в нашей лесосырьевой базе, практически все восстановлены. Строим и новые. Заходим в лесной участок, встречаем речной объект, возводим мост. Самый большой – на реке Уфтюге в пос. Комарово.

Собственный лес – эффективнее

– Поставки – это как мы сработали. При плане лесообеспечения на 2016 год 4 млн 575 тыс. куб. м – привезли на комбинат 5 млн 48 тыс. куб. м. За историю ЦБК такого не было никогда, 5 миллионов в год никто не возил. В прошлом году мы с вами этого результата достигли. Мощная веха. На 2017 год план поставки 4,5 млн. Все лесозаготовительные участки в первом квартале отработали ровно, в соответствии с планами.
В тренде развитие собственной лесозаготовки, собственной вывозки, такая задача! Мало того, что меньше рисков, это стало экономически целесообразней. На ближайшую пятилетнюю перспективу задача стоит по развитию собственной лесосырьевой базы, по развитию собственных производств. Это гарантия для вас и для меня, что мы будем работать дальше и развиваться.

Вопрос из зала:
– За счет чего достигается эффективность собственной заготовки?
– Возьмем выработку на харвестер. В 2016 году мы планировали 78 тыс. куб. м в год, а заготовили 81 тысячу. У нас есть машины, которые заготовили 110 тыс. В Яренске, например. Из 24 харвестеров – 4 машины по заготовке перешагнули за 100 тыс.
1,83 литра – расход топлива на кубокилометр, это норма 2015 года, 1,7 – в 2016-м, это говорит о том, что у нас и выработка растет и на топливе экономим.
Выход пиловочника при плане 31,9% фактически – 32,6%, по первому кварталу 37,8%, это хороший, но не лучший результат, если брать соседей, там свыше сорока. Нам есть куда расти. Ведь чем больше вырабатывается у нас пиловочника и фанерного кряжа, тем наш результат лучше. Выработка на сортиментовоз 29 тыс. куб. м в год, раньше был 12-13 тыс., несколько лет назад это считалось хорошо. Растет выработка, снижается себестоимость. Вот показатели, благодаря которым лес становится дешевле. Мы научились работать эффективно.

Сколько нас?

– По численности в 2016 году – 1244 и на первый квартал этого года – 1273 человека, набрали людей на коммерческие рубки ухода и 29 человек в транспортный цех взяли в январе. Исходя из того, что собственное производство развивать на сегодня выгодно, мы прирастаем по численности, при условии эффективной работы.

Вопрос из зала:
– Наш клиент – это биржа. Клиент заказывает транспорт. Филиал предоставляет его. Если я привезу из леса 25 кубов и простою или, за это же время, привезу 400 кубов, и биржа эти 400 кубов распилит, эффективность-то совсем другая получится…
– Раньше средний простой был 1,5 часа, теперь – меньше часа. Совместная работа с биржей привела к сокращению простоев. Мощности биржи превышают потребности комбината. Им не надо столько леса – перепроизводство получается.

– Это общий ответ, Дмитрий Александрович, а вы ответьте мне конкретно, что выгоднее: послать машину в лес либо чтобы она работала на бирже?
– Всегда выгоднее, чтоб машина работала в лесу. Если переложить с места на место на комбинате, леса от этого больше не станет. Выгоднее – везти сортимент из леса напрямую на комбинат...

В конце встречи Пахомов поднял протокол предыдущего собрания и отчитался по каждому выполненному пункту. Что и как сделано. Видно было, что встретились люди, которых ценят и для которых ценностью стала работа в транспортном цехе Группы «Илим».

Елена Ломова, г. Котлас