Захар Смушкин, председатель Совета директоров ОАО «Группа «Илим»: Даже если сценарий развития «за окном» будет неблагоприятным, мы способны работать на максимуме

76 2005
76 2005

10 и 11 марта в филиале Группы «Илим» в Коряжме работала большая группа руководителей и специалистов центрального офиса Группы «Илим» во главе с председателем Совета директоров Захаром Смушкиным. Во второй день визита глава компании провёл часовую встречу с руководителями структурных подразделений филиала. Интерес к состоявшемуся разговору большой, в сегодняшнее тревожное время людям важно услышать о перспективах комбината от первого лица. Один нетерпеливый читатель даже написал на сайте tk-online: «Когда уже будет печатный вариант встречи СЗД с начальниками? Начальники молчат, вы молчите, люди начинают спрашивать. Так всё страшно?..» Газетные полосы не позволяют выложить всю стенограмму длинного разговора, поэтому мы вынуждены ограничиться ключевыми тезисами выступления Захара Давидовича.

«Чтобы карта совпала с территорией»
«Илим» и Коряжма для меня очень многое значат, это для меня не пустой звук. Мы закончили реализацию первого этапа стратегии и сейчас активно заняты разработкой нового. Мне очень важно поговорить с вами, услышать вашу точку зрения, обменяться мнениями, чтобы не ошибиться в следующих шагах. Образно говоря, я хочу, чтобы карта совпадала с территорией.

Вместо пятилетки – семилетка
Прошло уже семь с лишним лет с того момента, как создана Группа «Илим». Мы инвестировали в компанию 2 млрд долларов. В Сибири построен новый современный завод. В Коряжме – бумагоделательный комплекс и заложена инфраструктурная основа для дальнейшего развития предприятия. В принципе, мы удовлетворены результатом инвестиций. Хотя были опасения, связанные с нестабильным курсом рубля. Сложно шла реализация проекта в Братске. Достаточно долго – почти год с лишним – занял выход на проектные мощности и стабильное качество. В итоге воплощение планов у нас заняло не пять, как это виделось, а семь лет. Но с учетом российской специфики, может быть, это не столь плохой результат.
Компания полностью прошла запланированную реконструкцию, и на сегодняшний день, даже если сценарий развития «за окном» будет неблагоприятный, мы способны работать на высоких показателях – практически на максимуме производительности при соответствующем качестве.

Угроз стабильности нет
Экспортные рынки устойчивы, цены там относительно стабильны. Но определенные проблемы есть на внутреннем рынке, и прежде всего для продукции Коряжмы, ориентированной на Россию. Рубль упал, а ЦБП, к сожалению, базируется на импортных химикатах и оборудовании, себестоимость продукции соответственно растет, и менеджеры вынуждены поднять рублевые цены. В связи с этим отечественные покупатели стали обращаться в антимонопольное ведомство. Хорошего в этой ситуации нет, но и драматизма – тоже. Как нет никакой специальной атаки и преследования Группы «Илим». Мы в диалоге, процесс регулируется.
В любом случае с точки зрения стабильности производства, выплаты заработной платы у нас пока сомнений нет. Более того, я надеюсь, что 2015-й станет серьезным, ударным и интересным годом в нашей истории.

Кредитная корзина съедает прибыль
Я хочу, чтобы вы понимали еще одну проблему. В процессе реализации инвестиционных проектов мы брали кредиты в зарубежных банках, потому как ставки в российских были очень высокими. Вся наша кредитная корзина – 1,4 млрд долларов. Для «Илима» – это абсолютно приемлемый уровень. Соотношение наших долгов к операционной прибыли – примерно два к одному. Это очень хороший показатель для отрасли. Думаю, в среднем по стране он пять, а то и семь к одному. Мы чувствуем себя спокойно.
Но мы работаем в России, ведем отчетность по российским правилам, платим налоги по российскому законодательству. И курсовую разницу нам считают за убыток. В чем тут суть? Если бы мы условно брали 100 млн долларов кредита по курсу 36 рублей, соответственно в рублевом исчислении это было бы 3,6 млрд рублей. А теперь доллар стал стоить 65 рублей. Соответственно, и долг в рублевом эквиваленте вырос до 6,5 млрд рублей. Курсовую разницу по российскому законодательству компания должна относить на убытки. Ситуация получается странная, в ней оказались многие отечественные экспортно ориентированные предприятия: деньги есть, а учетной прибыли нет. Это минус для акционеров, которые не могут получать дивиденды, и минус для бюджетов, в частности, региональных, которые лишены налога на прибыль. Но курс понемногу стабилизируется. Я думаю, тактические затруднения разрешатся и у нас уже в ближайшее время появится налогооблагаемая база для прибыли».

Неинвестиционное время
При нестабильности внутреннего рынка мы пытаемся пристальнее посмотреть на сектор гофроупаковки. Коряжма – глобальный производитель упаковочных материалов (крафтлайнер, флютинг, мешочная бумага). Когда-то мы сделали первый шаг, построив завод гофроупаковки в Ленинградской области. И сейчас надо подумать о перспективах развития этого направления.
Что касается внутреннего переустройства комбината в Коряжме, все описано и прописано. Первое, это пятая и шестая бумагоделательные машины – или их модернизировать, или вместо них поставить новые. Вы знаете о планах производить упаковочный картон с белым покрытием. Тут есть целый набор решений, и он неоднократно рассматривался на вашем оперативном уровне. Я считаю, что выпускать в таком месте, как Коряжма, товарную целлюлозу – это абсурд. Мы должны полностью интегрировать мощности и производить ритейловые виды продукции, это диктует географическая близость к крупным центрам – Москве и Санкт-Петербургу. Но, думаю, до лета этого года каких-то глобальных решений по инвестициям в комбинат, а это сумма в размере следующих 300 млн долларов, приниматься не будет. Хочу сказать вам это честно и объяснить, почему.
С акционерной точки зрения, сейчас не самое лучшее время делать какие-то серьезные инвестиции, потому что мы не можем предсказать ни курс валюты, ни экономическую ситуацию. В условиях нестабильности лучше оставаться на каком-то уровне небольшого плюса, чем рисковать.

Узел глобального производства целлюлозы
В Сибири на месте Братского ЛПК мы построили еще один завод. Получился такой диптих: Усть-Илимск – в перспективе 800 тысяч тонн продукции, Братск идет на увеличение, и это технически возможно, до 1,2 млн тонн. Первоначально мы хотели закрыть производство крафтлайнера в Братске, но сейчас думаем, что сможем его оставить – потому что это рентабельно и интересно. Там немножко не хватает мощностей СРК, но мы это поправим, поскольку это не требует больших инвестиций. По сути, в Сибири мы создали узел глобального производства целлюлозы.
В результате у нас по хвойной целлюлозе примерно 14-16 процентов китайского рынка. И это очень хороший показатель. Мы одни из главных игроков. По лиственной процент меньше, потому что там огромная конкуренция с юга – Индонезия, Чили, Бразилия. Думаю, здесь мы ограничимся меньшим процентом. Но нас это устраивает.
Таким образом, с точки зрения тактических инвестиций мы ограничиваем их суммой 200-400 млн долларов в год. Мы понимаем, что надо делать, какие элементы обновления нужны, чтобы повысить эффективность. Но, повторюсь, нам еще предстоит сформировать новый этап глобальной инвестпрограммы, и мы активно к ней приступили.

Картина мира
Хотел бы поделиться с вами своим видением геополитической ситуации. Я являюсь оптимистом и надеюсь, что глобальной драмы не случится. Уже более или менее все определились и понимают, кто где находится. Но ситуация простой не будет, потому что ни у кого нет готового рецепта выхода из нее. В свою очередь геополитическая ситуация накладывается на экономическую. Мы помним кризис 1992 года, дефолт 1998-го, кризис 2008-го. Все они были понятны, во всяком случае, мы могли идентифицировать их причину. Когда причина заканчивается, соответственно – плюс-минус – заканчивается кризис.
Здесь причина значительно сложнее. Она, по большому счету, заключается в том, что Россия чётко заявила: всё, мы проснулись, у нас есть свои интересы. Другие страны должны так или иначе принять эту позицию и предоставить России место для ее интересов.
Конфликт не будет краткосрочным. Быстро решить эту проблему, скорее всего, не получится. В моем понимании, на это уйдет 2-3 года, может быть, чуть больше. Конечно, будут разные периоды. Сейчас, на мой взгляд, наступил процесс стабилизации, фиксации. Надеюсь, что активные действия прекратятся, очевидно, что они никому не выгодны. Тем не менее, политическое противостояние продолжится.
В этом плане у нас не очень простая ситуация, потому что у нас – совместное российско-американское предприятие. К слову, я ни разу не пожалел, что мы его создали. Абсолютно убежден, что это был правильный шаг. Насколько я знаю, и президент России, и председатель правительства поддерживают экономическую интеграцию.
Я с большим уважением отношусь к нашим иностранным коллегам, которые работают, помогают, чтобы мы не изобретали велосипед, не получали граблями по лбу, а форсированно двигались вперед.
Это – моя картина мира, которую я представляю как реальность. И мои коллеги по Совету директоров тоже – плюс-минус – ее так же себе представляют. Мне хотелось ее до вас донести и сказать, что мы будем исходить из этих предположений. Мы не спрятали, как страусы, голову в песок, не пугаемся, но и не бросаемся куда-то безрассудно. Мы пытаемся быть адекватными реальности, иметь взвешенную карту рисков и, исходя из этого, развивать и продвигать нашу компанию.

В поисках рецепта сбережения леса
Для того, чтобы ответить на вопрос по долгосрочному горизонту планирования, я собрал несколько научных сотрудников и специалистов отрасли, компетентности которых доверяю. Я сам был участником разработки всех стратегических программ по целлюлозно-бумажной промышленности, которые создавались в стране за последние тридцать лет, и хорошо понимаю вопрос.
Мы считаем, что лес – глобальное конкурентное преимущество России. У нас самая большая страна – одна шестая часть суши, каждое четвертое дерево растет здесь. Но качество этого леса и его доступность вызывают кучу вопросов. Мы много разговаривали по этому поводу с президентом и правительством, чтобы нам разрешили частное лесоводство и лесопользование, но по разным причинам политически это пока неприемлемо. Поэтому договорились, нашли такой компромисс, что это будет аренда на срок 49 лет с возможным продлением для добросовестных арендаторов.
Сейчас компания активно работает с Минприроды, чтобы перейти на так называемое интенсивное лесопользование. О чем идет речь? Мы хотим заняться выращиванием леса для промышленных нужд. Хотим доказать государству, что критерием вырубки древесины является не возраст, а диаметр. Достигло дерево должного диаметра – зачем нам ждать?
Необходимо, как и во всем мире, разделить леса на технологические и рекреационные. На те, где возможна промышленная заготовка и где она недопустима. Мы должны быстро выращивать технологические леса и косить их как траву, а затем опять столь же быстро восстанавливать, не опустошая лесные запасы страны.
Более того, при таких правилах мы смогли бы моделировать качество этого леса и увеличить в нём содержание целлюлозы, снизить содержание лигнина и так далее. Страны-конкуренты, Бразилия, в частности, давно уже этим занимаются. Они выращивают свою древесину буквально за 8 лет...
Вот такая программа сейчас прописана, мы создаем научную группу и будем смотреть, как можно селекционно и генетически решать эту проблему. В противном случае Россия рискует утратить своё преимущество.
Второй блок, касающийся стратегии развития, находится в области технологии. Известно, что технология ЦБП одна из самых капиталоемких и очень нагружена экологически.
Поэтому мы взяли средний типовой вертикально интегрированный комбинат типа Коряжмы и по каждому виду технологического передела пытаемся посчитать капитальные затраты по отношению к той эффективности, которую дает этот фрагмент производства. Затем необходимо выбрать узкие места, где самые высокие затраты, и попытаться с помощью современной науки изменить технологию, чтобы резко снизить капиталоемкость. Снижая капиталоемкость при том же уровне выручки мы получаем большую доходность, следовательно, больше возможностей для инвестирования.
И третье, что мы стали изучать, это эволюция рынков ЦБП. Потому что на сегодняшний день вкладывать деньги в ту же БДМ-7 или мелованную бумагу бессмысленно, если мы не понимаем, что будет с полиграфией через 5-10 лет. Мы должны знать, как будут развиваться печатные свойства машин наших покупателей, что они будут печатать и как.
Где-то года через полтора мы рассчитываем получить результаты исследований, после этого будем говорить о долгосрочной стратегии с горизонтами в 20-25 лет. То, что планировали и могли, мы уже сделали.

Комментарии

08:44 - 24 марта

..я хочу, чтобы карта совпадала с территорией...
Я так хочу, чтобы лето не кончалось?!..
Такое возможно?! Как можно требовать от овцы идентичности мироощущения волка, например?!
Между соинвесторами, зачастую, нет абсолютно четкого понимания: что, где, когда и как,.. А тут...

10:20 - 24 марта

Олигархи, как их не ругают, наверное, самые трезво и здравомыслящие люди в стране. Всё чётко, по делу, никаких эмоций.

10:37 - 24 марта

Тоже пришлось думать над этой фразой. Даже в интернете ковырялись. Она не о том, чтобы ощущения были идентичны. А о том, чтобы представления о реальности говорящего совпадали с самой реальностью. "Карта не есть территория".

10:50 - 24 марта

Совершенно верно. Это принцип. А карты у всех разные.
Есть инструментарий подстройки, но то, что видно с горы, не очевидно у ее подножия..

10:54 - 24 марта

Так он об этом и говорит.

13:22 - 24 марта

Вот, что под Дерипаску попало - всё сгинуло. Байкальский, Красноярский, Селенгинский, Енисейский...

14:07 - 24 марта

Ну, например: «Карта не есть территория» — также основополагающий принцип нейролингвистического программирования, использующийся для обозначения того, что на самом деле ни один человек в общем не обладает доступом к абсолютному знанию реальности, ему доступна лишь совокупность убеждений о реальности, приобретённых им за время жизни. Как считается, важно осознавать, что убеждения людей относительно реальности и их знание явлений («карта») не являются самой реальностью или всеми явлениями, о которых они могли бы знать («территория»). Основатели НЛП заимствовали данное наблюдение из общей семантики Альфреда Коржибски." Википедия

14:15 - 24 марта

Получается, что Вы думаете, что знаете свою квартиру, а на самом деле - нет. Более того, Вы полагаете, что знаете самого себя, например, своё тело. А вот и нет. Вот, Вы думаете, что в животе у Вас желудок, печёнка, селезёнка. Но ведь Вы ни разу в живот не заглядывали и руками там не трогали. А может там ничего и нет? А в голове, - думаете там мозг? Заблуждаетесь! Там чип!

14:31 - 24 марта

Более того...
[float=left]

[/float]
Там на по французски: «Это не трубка». И ведь прав, собака....

14:47 - 24 марта

Так выпьем же за то, чтобы наши представления совпадали с нашей реальностью, а наши желания - с нашими возможностями!

21:29 - 24 марта

Он апеллирует к аудитории, в расчете найти понимание.
Однако, вовсе не очевидно, что большинство тех, кому адресовано послание, имеет четкое представление о той же операционной прибыли, или об отношении капиталоемкости к выручке..

21:57 - 24 марта

Я не уверен, что ему надо было понимание аудитории - им же не экзамен сдавать...

23:45 - 24 марта

В таком случае, посыл - не более, чем интраверсия..Ибо, "я хочу, чтобы карта совпадала с территорией"...

07:23 - 25 марта

Если ничье понимание не требуется, зачем воздух сотрясать?

08:51 - 25 марта

Так Вас забыл спросить...

09:16 - 25 марта

А Вы предполагали, что он раскроет бухгалтерский баланс, рентабельность по видам продукции, финансовые показатели фирмы, осветит в деталях рынок ЦБП с графиками, трендами и перспективами на 3 года, перечислит конкретные инвестиции пообъектно, финансовый план на 15 год и объёмы поставок по контрагентам, тактические и стратегические планы со сроками исполнения и т.п.? Ну, чтобы понятно было всем?

09:30 - 25 марта

Я больше скажу, они(аудитория) даже не слушали, потому как на вопрос что говорилось на встрече со Смешкиным ответа не было более двух недель. До сих пор коллектив не знает в полном объёме что было на встрече. Начальники молчат как рыба об лёд. Им пох.

09:44 - 25 марта

Не уверен...
Возможные варианты:
Я хочу, чтобы ваша карта совпадала с вашей территорией
Я хочу, чтобы ваша карат совпадала с моей территорией
Я хочу, чтобы моя карта совпадала с вашей территорией
Я хочу, чтобы ваша ваша территория совпадала с моей картой
....
Мне услышалось третье....

09:47 - 25 марта

Это плохо, реально плохо. Надо предложить еще (по-возможности) провести встречу, и формат изменить и состав увеличить...

09:47 - 25 марта

Вы правы. Понятием "операционная прибыль" на комбинате не пользуются, у них ОМЕ и Ебитда на стендах висят. А нам пришлось упростить - для общего понимания. Я в кабинет начальника нового производства зашла, думала, что в аудиторию Высшей школы экономики попала. Одна "рыбья кость" чего стоит...

09:52 - 25 марта

Тут Вы не совсем правы, Н.Г. Операционная прибыль очень даже используется - для оценки работы руководителей и менеджеров. Потому как они делают именно операционную прибыль, а ЕБИТДа не всегда зависит от их работы.

10:08 - 25 марта

Ваши бы слова да кому-то в уши. Просьба ПРОФКОМА о встрече с Серебряковой висит в воздухе уже второй год. Не со Смушкиным и не с Марксом а просто с тор-менеджером. Не с толпой на площади, а с адекватными людьми из коллектива.

10:09 - 25 марта

Туз пик?

10:13 - 25 марта

Это я к тому, что на комбинате экономическими понятиями оперируют гораздо лучше, чем, к примеру, я.

10:17 - 25 марта

Цитата из ответа руководителя- "во втором квартале- это к лету" конечно июнь это тоже месяц второго квартала, хрен поспоришь.

10:20 - 25 марта

Будешь оперировать, если от них зарплата зависит.

13:33 - 25 марта

Вы импульсивны и невнимательны. Мы говорим про посыл, который призван обеспечить понимание, в виде обратной связи. Т.е. карта должна совпасть с территорией, а ожидания с действительностью..
Мне, если честно, невдомек, для чего Вы тут столько наинсинуировали..

13:37 - 25 марта

Этот случай со старушкой можно дальше продолжать..
Я хочу, чтобы карта третьего лица совпадала с интересующей его территорией..

13:49 - 25 марта

Ох, и шалун Вы, Николай Анатольевич! Ну, не судите строго..
Им вовсе не пох. Просто, не смотря на все кабинеты в "рыбах" у них, под карту З.Д.Смушкина, покуда, территория не выросла!..

14:11 - 25 марта

Я к тому, что, как это в таких случаях бывает, обратная связь не исключалась, но не являлась обязательной. Босс (шеф, барин, царь etc.) приехал, выступил перед подданными, рассказал в общих чертах где мы и что мы, и огласил тезисы на будущее. И всё. На таких мероприятиях карту с местностью не сверяют. Это односторонняя политинформация.

14:46 - 25 марта

Вы, с коллегами, судя по всему, силитесь выступать в роли евангелистов..
..я хочу, чтобы карта совпадала с территорией... - это именно то, что хотел донести до человечества Захар Давидович. Это, как "возлюби ближняго" для любого, мало-мальски адаптированного НЛПэшника. Больше это не читается никак!

15:57 - 25 марта

Вы так заумно здесь всё обсуждаете... А, интересно, что думают простые работники ЦБК о разговоре г-на Смушкина? Они то вообще понимают об чём тот вёл речь?

16:33 - 25 марта

Встреча была с руководителями структурных подразделений (как я понимаю, уровень не ниже начальника цеха). Смушкин отвечает за стратегию компании. С точки зрения стратегии, на мой взгляд, говорил вполне четко и понятно.

16:35 - 25 марта

В переводе на бытовой это означало: разрабатывая стратегию нового этапа, хочу понимать реальную ситуацию.

18:02 - 25 марта

Ну, ок. Пусть будет так, как Вам кажется - НЛП и евангелизм. Для других - обычная встреча, какие бывают всегда и везде.

17:00 - 25 марта

Да конечно начальники цехов лично делают своими ручками бумагу, картон и целлюлозу. Информации до публикации в газете даже на уровень линейных руководителей- НОЛЬ. И я не нетерпеливый читатель, я под своим именем тут выступаю, нечего передёргивать и унижать.

17:12 - 25 марта

И не спрашивайте. Попросите лучше Смушкина, чтоб с людьми встретился - не узким кругом, а расширенным форматом и топов в народ отправил. Тут Полутов прав. Хотя, сам он, как депутат, помнится почему-то голосовал против выступления Смушкина и Ко в городской Думе. А в Думе поди половина - работники комбината.

17:34 - 25 марта

Весело было на Руси в день числа Пи: вычисляли всем селом знаки после запятой, жгли чучело окружности, девки гадали на иррациональных числах.

17:43 - 25 марта

Совершенно не понимаю Вашей обиды.

17:44 - 25 марта

Не позвали...

17:53 - 25 марта

Аноним нетерпеливый, читатель написал, дословное цитирование в авторах не упомянут, продолжить? 🌷

17:57 - 25 марта

Нет не так, не пригласили. 😉

17:57 - 25 марта

Нет, здесь постоим. Ваш пост не является объектом авторского права. То есть я имела все основания использовать его без упоминания фамилии. А что дальше?

18:18 - 25 марта

Как тут у Вас всё серьёзно.

18:21 - 25 марта

Вам нужно внизу, вместо цитаты про неприятности, написать "Цитирование без ссылки на автора запрещено". Тогда будут упоминать.

18:22 - 25 марта

А поподробней? Если я запощу призывы к чему либо незаконному, то будьте нате отвечай лично в суде и получи штраф как минимум, а если личное мнение и и под своим именем то ты никто и зовут никак? Я не согласен. Ранее в своих статьях Вы всегда упоминали авторов с ТК-онлайн, что изменилось то?

18:24 - 25 марта

Только бы не поминать.

19:37 - 25 марта

Предлагаю такую редакцию:
"Интерес к состоявшемуся разговору большой, в сегодняшнее тревожное время людям важно услышать о перспективах комбината от первого лица. Даже Николай Анатольевич Полутов спрашивает: «Когда уже будет печатный вариант встречи СЗД с начальниками? Начальники молчат, вы молчите, люди начинают спрашивать. Так всё страшно?" 🌷