Мы до сих пор живем по чужому времени

0 236
0 236

18-19 марта в администрации Котласского района работала Всероссийская общественно-научная историко-краеведческая конференция «12-е Стефановские чтения». Её участниками стали 94 представителя разных городов и регионов нашей страны и ближнего зарубежья. Было заслушано 53 доклада. Семь на пленарных заседаниях «Территория в прошлые века» и «Котлас в 20-м веке», остальные обсуждались в секциях «Люди земли северной», «Общественно-политическая жизнь Русского Севера», «Социально-экономическая история Русского Севера», «Культура», «Краеведение и музейное дело», «История православия»

В числе докладчиков в секции «История православия», которой руководил я, были сотрудники госархива, историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, краеведы, инженер-программист, писатель, историки...
При подведении итогов чтений участники особо отметили доклад прихожанки Свято-Стефановского храма (г. Котлас) Натальи Перовой, посвященный памяти священников котласской земли, за Христа пострадавших. Коллеги по секции предложили Наталье Леонидовне свою помощь в дальнейшей разработке данной темы. Важно отметить, что многие краеведы нашли среди участников чтений сподвижников.

Краеведение – работа значимая для всех

То, что конференция носила столь массовый характер, - результат длительной работы по формированию значимости краеведения. Её настойчиво ведут котласские краеведы во главе с энтузиастом, журналистом, писателем, издателем, членом Союза краеведов России Николаем Шептяковым.
Началась эта работа в 1999 году, с учредительной конференции Котласского историко-просветительского общественного движения краеведов «Северное трехречье». Мне довелось принять в ней участие. Скажу сразу - программные заявления, прозвучавшие на конференции, полностью реализованы.
Правление «Северного трехречья» настойчиво растит смену молодых краеведов. В Котласе активизировалась краеведческая работа в учебных заведениях. Успешно действует Школа юного историка - это факультатив городского масштаба. На базе школ города проходят малые Стефановские чтения. Инициаторы многих краеведческих поисков и начинаний - краеведческий музей и централизованная библиотека, среди их помощников - преподаватели филиала госуниверситета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Стефановские чтения пополнили ряды котласских и российских краеведов-ветеранов интересными и перспективными молодыми кадрами. Открытием для участников конференции стало выступление девятиклассника из Котласа Даниила Балакшина, представившего доклад «Политическая жизнь Котласа в 1917 году». Студентка Сыктывкарского госуниверситета Анна Шехина выступила с докладом «А.А. Борисов – художник и исследователь Русского Севера». Студенты речного училища Максим Шабаков представил доклад «Котласское. Ru: речное училище в судьбе города», Дмитрий Рябев - «Котлас речной: история судоходства в начале XX века». Доцент филиала госуниверситета морского и речного флота Светлана Вирячева развила эту тему историей скоростного пассажирского флота Котласа.
Тема Котласа на нынешней научной конференции звучала в полный голос: 12-е Стефановские чтения были посвящены 100-летию города Котласа, которое будет отмечаться в июне. Назову ещё несколько интересных докладов из этой «обоймы»: «Перспективная планировка города Котласа конца 20-х годов», «Котлас по документам XVII века», «Связь Котласа с Вологдой и Архангельском: выписки из журнала унтер-офицера губернского жандармского управления», «Развитие архивного дела на территории города Котласа 1935-1991 гг.», «Котлас тыловой 1941-1945», «Культура города Котласа в военное и послевоенное время», «Направления деятельности Котласского краеведческого музея по привлечению посетителя-туриста».
Перечислить в газете все темы и имена всех докладчиков не представляется возможным. Но и те темы, что названы, дают понять, какой огромный пласт истории остается нераскрытым на нашей, коряжемской, земле.

Лонгиновские чтения: успешный старт и…

В 2006 году по инициативе на ту пору председателя комитета по делам молодежи, культуры, спорта и туризма администрации города Коряжмы Надежды Исмайловой были организованы первые научно-практические краеведческие Лонгиновские чтения. Они сразу взяли высокую планку. В их работе участвовали научные центры Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Архангельска, сотрудники научных библиотек, госархивов и музеев, историки и краеведы, педагоги и учащиеся.
Большую роль в организации чтений, подборе тем, приглашении докладчиков играли деловые качества и широкие личные связи Надежды Бабаевны. Всю эту работу координировал оргкомитет. По итогам Лонгиновских чтений издавались сборники с докладами участников. Генеральным спонсором научного краеведческого проекта выступал благотворительный фонд «Илим-Гарант». Последний такой сборник, по итогам работы пятых Лонгиновских чтений, вышел в свет в феврале 2010 года. С того времени научно-практические краеведческие Лонгиновские чтения в том виде, как задумывались куратором проекта Надеждой Исмайловой, сошли на нет.
Казалось бы, с учреждением 27 декабря 2011 года Священным Синодом Русской православной церкви Котласской епархии движение должно было приобрести второе дыхание - к сожалению, этого не произошло. Мои неоднократные попытки обратить на это внимание отдела культуры администрации Коряжмы не увенчались успехом. Год назад беседовал на тему возрождения научно-практических краеведческих Лонгиновских чтений с руководителями города, высказал свои предложения по их подготовке и проведению - опять тишина. (Может быть, наш разговор, который состоялся 1 апреля, был принят за первоапрельскую шутку?)
Вот и приходится коряжемским писателям-краеведам выходить с темами по истории родных мест на чужую трибуну. В данном случае - на трибуну Котласской общественно-научной историко-краеведческой конференции, которая уже давно приобрела статус всероссийской.
Лонгиновские чтения после успешного старта тоже могли бы приобрести этот статус. Но мы не сумели взять эту планку. Я считаю, этого не случилось бы, если б коряжемское отделение Котласского историко-просветительского общественного движения краеведов «Северное трехречье» (с 1999 года его возглавляет журналист и писатель Владимир Ноговицын) проявилось хотя бы в одном конкретном деле: организации и проведении Лонгиновских чтений. Не видно и других форм работы краеведческого отделения.
Сегодня есть прекрасная возможность по примеру Котласа открыть в Доме детского творчества или МКЦ «Родина» Школу юного историка. К слову, это не будет новым. В свое время в филиале Поморского университета работал Клуб краеведа под руководством преподавателя вуза, кандидата исторических наук Дмитрия Петруханова. (На одном из заседаний этого студенческого клуба я выступал с докладом по истории храмового строительства в Вычегодском крае.)

Что передадим молодому поколению?

С 2004 по 2010 год в Коряжемском филиале Поморского педагогического университета было проведено семь научно-практических конференций. Особо хотел бы отметить региональные «Традиционная народная культура вычегодского региона: проблемы и перспективы изучения» и «Вычегодская земля в истории и культуре Русского Севера 20 века». Вот бы это историческое наследство, культуру и знания вынести из стен вуза и передать молодому поколению коряжемцев.
Мне довелось неоднократно выступать с историческими изысканиями в школах. Эти встречи убедили меня, что юное поколение коряжемцев готово с головой окунуться в океан неизученной истории родного края.
Котлашане молодцы, что на базе школ проводят малые Стефановские чтения. А чем мы хуже? У нас для этого есть всё: такой же, как в Котласе, отдел культуры, филиал САФУ, в котором два доктора и 14 кандидатов наук, индустриальный техникум, выставочный зал культурно-досугового центра, в каждой школе - учителя истории и географии. Кто же пригласит юное поколение в путешествие по истории и вместе с ним сделает первый шаг из дня сегодняшнего в далекое прошлое?

Явление иноков
на Коряжему

Мой доклад на 12-х Стефановских чтениях был посвящен «Явлению иноков Логгина и Симона на Коряжему». Впервые я озвучил эту тему на Третьих научно-практических краеведческих Лонгиновских чтениях в 2008-м. Тогда и обозначил эту дату: 1537 год. Мы до сих пор живем по чужому времени.
1537 год - дата, к которой коряжемцы ещё не привыкли и которую пока не приняли. Мои доводы не были услышаны. Молчаливое чиновничье безразличие к своей истории побудило меня вновь вернуться к этой теме.
Мой повтор вызван тем, что 2017-й – юбилейный для Коряжмы год: ровно 480 лет назад вологодские монахи Логгин и Симон основали в устье речки Коряжемки пустынь, с веками «выросшую» в мужской Николаевский Коряжемский монастырь. Этот мой материал, конечно, был переработан и дополнен, названная мною дата получила новую документальную базу. Газетная площадь не позволяет опубликовать весь доклад, поэтому ограничусь главными аргументами, которые не надо искать для сверки в архивах.
В брошюре «Преподобный Лонгин Коряжемский», переизданной в Санкт-Петербурге в 1998 году, на 8 странице дана ссылка: «В рукописном житии преподобного Лонгина год основания монастыря не показан». В «Истории Российской иерархии» (IV. с. 779), в «Русских святых» Филарета Черниговского основание монастыря отнесено к 7043 (1535) г., то есть к тому, который вырезан на деревянном распятии, подаренном преподобному Лонгину. Но неизвестно, когда и где сделана эта надпись: тогда ли, когда был сделан крест, или когда им благословили Лонгина в путь. Кажется, первое вернее». И этот посыл: «кажется, первое вернее» дает повод для поиска и размышлений.
«Спутник Лонгина преподобный Симон, повествует «Житие преподобного Симона Сойгинского», вышел из Корнилиева монастыря уже после смерти своего учителя, а преподобный Корнилий скончался 19 мая 1537 года. Если допустить, что друзья вышли из своих обителей вскоре после его кончины и того же лета пришли на Вычегду, то начало Коряжемского монастыря надобно положить никак не ранее 1537 года, что будет согласнее и с житием преподобного Лонгина, в котором сказано: «И вселися (Лонгин) ту пустынное место и сперва не один, но име с собою некоего брата, именем Симона, и сей Симон немногое время ту с Лонгином пребысть и отыде в особенное место, нареченное в Сойгу».
В «Исторических сказаниях о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии прославляемых Всею Церковью и местночтимых», изданных в Вологде в 1880 году, дано подробное описание жизненного пути праведника Симона Сойгинского. В нем засвидетельствовано: «Задолго до кончины пр. Корнилия Симон случайно познакомился с единоправным себе иноком соседнего Павлова монастыря Лонгином (…). Начиная тяготиться многолюдством своих обителей и частым присутствием в них мирских людей, Лонгин и Симон во взаимных беседах часто выражали друг другу желание жизни пустынной, отшельнической, оба находили уединенную жизнь более для себя полезною и спасательною.
Симон давно намеревался выйти из монастыря, но любовь к престарелому отцу и наставнику Корнилию удерживала его в обители. Он просил своего друга инока Павло-Обнорского монастыря Лонгина отложить исполнение общего их желания до кончины преподобного Корнилия, обещаясь быть тогда его спутником и указать место, весьма удобное для пустынножительства.
Весной (19 мая) 1537 года преподобный Корнилий скончался. Преподобный Симон, подобно многим другим своим сподвижникам, уже не захотел оставаться в своей обители и после погребения старца вскоре вышел из нее. Вместе с Лонгином он направился к своей родине Соли Вычегодской».
Итак, иноки вышли в путь с земли вологодской в конце мая - начале июня 1537 года. «Спустившись водою от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска и на некоторое время остановились в Борисоглебском монастыре; но жажда пустыни стала томить их здесь еще сильнее и заставила снова отправиться в путь. Вышедши из города, странники пошли вверх по левому берегу Вычегды и, дойдя до устья речки Коряжемы, остановились на ее берегу, в глухом лесу, в 15 верстах от Сольвычегодска. Лонгину понравилось это пустынное место, и он решился навсегда тут остаться».
Набирало силу лето 1537 года. Зачиналась новая пустынная жизнь иноков-пришельцев. Чтобы развеять оставшиеся сомнения по поводу этой даты, приведу первое предложение из «Жития преподобного Христофора Коряжемского»: «В 1537 году, когда преподобный Лонгин поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к себе учеников, желавших разделить с ним пустынные труды, блаженный Христофор был одним из первых его пострижеников и сподвижников». Отсюда, из 1537 года, восходит история основания Николаевского Коряжемского монастыря, а значит, и самой Коряжмы. Сегодня мы открыли: поселению Коряжма 480 лет.

Десять лет не могу найти ответ

После конференции участники Стефановских чтений совершили экскурсию по нашему городу, посетили храмы, где рядом со святыми вратами с недоумением читали информационную табличку «Архиерейские палаты. 1904 г.».
С недоумением потому, что согласно истории монастыря здание, на котором висит табличка, «начаты постройкою каменные кельи с оградою» игуменом Платоном в 90-е годы XVIII века. Архиерей - общее название для священнослужителей высшей христианской церковной иерархии: епископы, архиепископы, митрополиты. В Коряжемской обители священнослужители в таком чине никогда не служили.
В воскресной школе при Свято-Лонгиновом храме, где я выступил перед участниками Стефановских чтений, мне был задан закономерный вопрос: будет ли Коряжма в 2017 году отмечать свое 480-летие? Что я мог сказать, если и сам уже десять лет не могу найти на это ответ?

На снимке: На Всероссийской общественно-научной историко-краеведческой конференции
«12-е Стефановские чтения» в Котласе. Фото Николая Шептякова